Третейская группа Всемирной торговой организации (ВТО) признала правоту России по ряду пунктов в споре с Евросоюзом о правомерности третьего энергопакета ЕС. Об этом свидетельствует опубликованное в пятницу в Женеве арбитрами решение.
В частности, в восьмом пункте этого документа говорится: «По статье 19.1, касающейся Органа по разрешению споров, мы рекомендуем Европейскому союзу и его государствам-членам привести меры в соответствие с обязательствами по Генеральному соглашению по торговле услугами и Генеральным соглашением по тарифам и торговле 1994 года».
Как пояснил журналистам в Женеве эксперт, хорошо знакомый с рассмотрением спора Россия — ЕС, говоривший на условиях анонимности, Третейская группа пришла к выводу, что ЕС и его государства-члены — Хорватия, Венгрия и Литва — «ввели определенные меры, касающиеся энергетических поставок, которые несправедливо ограничивают и дискриминируют импорт российского природного газа и услуги по транспортировке по российскому трубопроводу».
Кроме того, по словам источника, арбитры пришли к выводу, что выдвинутое Хорватией, Венгрией и Литвой требование сертификации по принципу «безопасности энергетического снабжения», а также критерии ЕС по стимулированию инфраструктурных проектов на основе диверсификации поставок газа «не соответствуют правилам ВТО, касающимся недискриминации в торговле товарами и услугами».
Вместе с тем, как пояснил эксперт, арбитры отклонили другие российские аргументы, касающиеся мер по поставке газа.
В апреле 2014 года Россия направила в ВТО иск, касающийся правомерности третьего энергопакета ЕС. В Москве считают, что его положения противоречат обязательствам Евросоюза в ВТО по базовым принципам недискриминации и доступа на рынок. Согласно этому документу, собственниками расположенных на территории стран ЕС магистральных трубопроводов не могут быть компании, занимающиеся добычей газа. Они должны либо продать активы в ЕС, либо передать право на управление трубопроводами независимым компаниям из Евросоюза. Между тем в ЕС утверждали, что третий энергопакет полностью соответствует обязательствам Евросоюза перед ВТО.