Турции предоставился уникальный шанс получить статус транзитной сверхдержавы: одни страны хотят строить новые экспортные коридоры в обход России, другие – в обход Украины, и все эти маршруты должны пройти через турецкую территорию или акваторию. Анкара может извлечь выгоду из строительства сразу трех магистралей – Nabucco, «Голубого потока-2» и «Южного потока».
Россия долгое время называла проект Nabucco бессмысленным, поскольку он практически дублирует «Южный поток» (те же месторождения, те же покупатели). Однако во время визита премьер-министра Владимира Путина в Анкару, похоже, был найден компромисс.
В результате сложного торга Турция согласилась на строительство «Южного потока» в ее территориальных водах по дну Черного моря. Это крупнейшая победа правительства Владимира Путина — «Газпром» до 1 ноября 2010 года получит разрешение на подводные изыскательские работы. «Мы предоставили на это необходимое согласие», — сказал турецкий премьер Тайип Эрдоган. Кроме того, Анкара «благословила» сооружения «Голубого потока-2» (пропускная способность – 16 млрд кубометров к год). Первая очередь обеспечила поставку топлива турецким потребителям, вторая нацелена на рынки Израиля, Ливана, Сирии и Кипра. Таким образом, Анкара поможет Москве завоевать растущие рынки Восточного Средиземноморья и Южной Европы.
Взамен Турции обещано очень много. «Газпром» вместе с турецкими компаниями может продавать газ ближневосточным государствам, для чего Aksa Energy и «Газпромэкспорт» создадут совместное предприятие. Соответственно, Турция из транзитера фактически превратится в поставщика, что значительно повысит ее международный статус. Россия также пообещала построить в Турции подземное хранилище газа.
Кроме того, Россия согласилась поддержать нефтепровод Самсун-Джейхан и экспортировать через него часть российской нефти. Ранее Москва считала этот проект конкурентом проектируемой российской магистрали Бургас-Александруполис. Однако, выбирая между не очень значимым нефтепроводом в Грецию и стратегически важным газопроводом в Южную Европу, российские власти решили отдать часть нефти Самсун-Джейхану в обмен на «добро» по «Южному потоку».
Наконец, самое главное, чего Турция (явно действовавшая с подачи Евросоюза) добилась от России – это признание Nabucco полноценной частью евроазиатской энергосистемы. «Даже сооружение «Южного потока» в принципе не закрывает «Набукко», — сказал российский премьер. — В общем и целом в зависимости от потребностей главных основных потребителей можно реализовать в будущем и это. Чем больше инфраструктурных проектов, тем лучше, потому что это создает надежность и стабильность энергоснабжения в Европе. Но мы обо всем договорились с турецкими коллегами, нашли развязки и компромиссы по всем вопросам, я очень доволен».
Тем не менее, Москвва не перестала считать Nabucco конкурентом «Южного потока», строительство которого, по словам вице-премьера Игоря Сечина, начнется уже в ноябре 2010 года — раньше, чем сварят первый шов магистрали Nabucco. Россия всеми силами старается первой выйти на рынок Южной Европы со своим газом и дать возможность Туркмении и Азербайджану прокачивать топливо на Балканы и в Италию через собственную трубу.
«Россия лоббирует новые газопроводы с целью увеличить свою долю на газовом рынке ЕС, обойти территории транзитных стран и избежать перебоев в поставках. Однако стоит отметить, что около 90% экспортных мощностей находится на территории Украины, и строительство как Южного, так и Северного потоков лишь снизит зависимость от Украины, но полностью ее не устранит», — предупреждают аналитики инвестиционного банка «Уралсиб». В Альфа-банке, напротив, считают, что с завершением северного и южного проектов «Газпром» сможет существенно, если не полностью обойти Украину.
«Строительство Nabucco мощностью 31 млрд куб. м газа в год должно начаться в 2011 году, а пуск первой очереди мощностью 8-10 млрд – в 2014 году. «Южный поток» должен быть введен в строй в 2015 году. Его совокупная мощность составит 63 млрд куб. м. На наш взгляд, газопровод «Южный поток» имеет больше шансов на успешное функционирование, чем Nabucco, так как он уже обеспечен реальными источниками газа», — считают эксперты «Банка Москвы».
Таким образом, Москва уверена, что получила в лице Анкары серьезного энергетического партнера и союзника по инфраструктурным проектам. Правда, может насторожить печальный опыт с Болгарией, новое правительство которой решило отбросить все прежние заявления и заново проанализировать целесообразность «Южного потока».
Но Турции Россия обещает очень много: в Анкаре было подписано соглашение о совместном строительстве двух газовых электростанций, предложены более выгодные условия совместного сооружения атомной электростанции, а также весьма привлекательная для Турции формула цены на электричество. Поэтому российские власти не без оснований рассчитывают, что теперь Анкара станет таким же лоббистом ее интересов, как итальянский премьер Сильвио Берлускони, который, кстати, участвовал в российско-турецких переговорах. Уже на следующий день после саммита в интервью итальянской «Джорнале» он заявил, что Nabucco не помешает «Южному потоку», поскольку «места хватит для всех».