Главная » Банки » Дно гривни

Дно гривни

По глубине падения национальная валюта ставит новые рекорды. Ничего подобного не наблюдается ни в одной другой стране мира.

13-я годовщина гривни, отмеченная на днях, не принесла нацвалюте ничего хорошего — курс доллара на фоне растущей паники на рынке перевалил за психологически важную отметку в 9 грн.
Тем временем между президентом и премьером снова разразилась жесткая перепалка: кто больше виноват в потере контроля над национальной денежной единицей — НБУ с президентом или Кабмин? Обвинения обеих сторон оказались на редкость аргументированы и, следует признать, справедливы: обвал гривни — закономерный результат работы власти в целом.

Итак, за последний месяц нацвалюта обесценилась по отношению к доллару почти на 1 гривню. Несмотря на ослабление самого доллара к большинству валют мира (в среду он упал уже до полугодового минимума к евро), гривню до конца года могут ожидать еще как минимум четыре-пять волн колебания. Как и сейчас, каждый раз курс, скорее всего, будет взлетать все выше, а последующий его откат будет все меньше.

Главной причиной очередного витка девальвации большинство экспертов назвали заявление МВФ о возможном замораживании кредитов. Фонд может перестать давать Украине в связи с неопределенностью планов Кабмина по повышению цен на газ для населения. Напомним, Украина уже получила от фонда около $10,5 млрд. Сейчас власти рассчитывают еще на $6 млрд., из которых $3,8 млрд. планируется получить до конца года.

Второй фундаментальной причиной утраты контроля за валютным рынком стало странное падение НБУ, который в последние недели почему-то резко сокращает валютные интервенции на рынке.

Более-менее общая ситуация с валютой прояснилась после того, как Нацбанк представил отчет о валютном рынке в августе. Несмотря на якобы ажиотажный спрос населения на валюту, о котором заявляли почти все банки, объемы наличного и межбанковского валютного рынка в августе значительно (на 10—15%) уменьшились по сравнению с предыдущими летними месяцами. В августе население купило валюты на $ 365 млн. меньше, чем в июле ($798,3 млн. против $1,1 млрд.), а объем продаж остался почти таким же. Иными словами, объемы торгов значительно падают, изъятия Нацбанком денег у банков и населения продолжаются, но доллар все равно растет.

Первые версии причин столь странного поведения НБУ (по крайней мере если пока не брать во внимание коррупционную составляющую) появились лишь в последние дни. Во-первых, как утверждают некоторые аналитики, возможно, собственные резервы НБУ (без учета кредитов МВФ, которые расходуются по согласованному с фондом графику) сейчас достигли минимально оговоренной с фондом отметки и дальше тратить резервы в прежних объемах НБУ просто не может. Когда же миссия МВФ объявила о возможном замораживании кредитов, Нацбанк посчитал, что расходовать резервы пора приостановить. Тем более что по мере приближения выборов на рынке могут начаться потрясения посерьезней, чем сейчас.

Во-вторых, несмотря на объявленные на этой неделе В. Стельмахом планы продать в сентябре через интервенции 1 млрд. долларов (это считается месячным минимумом, который необходим экономике при нынешних темпах ее спроса на доллар), если верить появившимся анонимным заявлениям со стороны якобы самих чиновников Нацбанка, реально по договоренности с МВФ НБУ сможет продавать не больше $ 700 млн. в месяц. Таким образом, учитывая пик выплат по долгам осенью (в том числе государства и госкомпаний), ежемесячные потребности НАК “Нафтогаз Украины” в $500—600 млн. на закупку импортного газа, а также расходы на аукционы по продаже “льготного” доллара для частных заемщиков, на сглаживание курсовых колебаний у НБУ, возможно, таких денег попросту нет.

Пока что Нацбанк выдвинул идею лишь дополнительного административного сдерживания курса. Да и то неясно, насколько она будет воспринята банками. Так, согласно заявлению директора департамента внешнеэкономических связей НБУ Сергея Круглика, регулятор предлагает ввести полный запрет на валютное кредитование физлиц и частных предпринимателей — по крайней мере тех, которые не имеют валютной выручки. Кроме того, НБУ ищет варианты для массового перевода выплат по валютным кредитам в гривню. Пока что со стороны регулятора прозвучала такая формулировка: “по обоюдной договоренности между банками и клиентами”.

Президенту и НБУ “шьют” криминал

Когда гривня подступала к новым антирекордам, в адрес Виктора Ющенко посыпались резкие обвинения со стороны его же бывших соратников (ныне примкнувших к Юлии Тимошенко).

Итак, лидер некогда пропрезидентской фракции “Наша Украина — Народная самооборона” Николай Мартыненко в минувший понедельник заявил: “Под прикрытием президента зарабатываются миллиарды средств, которые пойдут на смету избирательной кампании президента. Украденные у людей средства пойдут на финансирование сохранения нынешнего президента у власти”. По словам Мартыненко, Стельмах сейчас отстранен от должности — ее де-факто занял Ющенко, который управляет НБУ в оперативном режиме.

Более того, по информации Мартыненко, на Банковой сейчас разрабатывается сценарий продления президентства Ющенко на неопределенный срок — через дестабилизацию экономики и как следствие — срыв выборов.

В тот же день последовало и заявление лидера фракции Блока Литвина Игоря Шарова, который предупредил, что если президент в ближайшее время не уволит г-на Стельмаха, то парламентарии будут добиваться отстранения главы НБУ через суд. Кстати, за последний год Рада четыре раза почти единогласно голосовала за отставку главы НБУ. Но реакции президента нет до сих пор.

Во вторник в дискуссию вмешался и Юрий Луценко.

По словам главного милиционера, у МВД якобы появились факты причастности руководства НБУ к ряду махинаций на финансовом рынке. Среди таковых, например, увод денег вкладчиков из ряда обанкротившихся банков, мошенничество в деле выдачи кредитов рефинансирования банкам после начала кризиса и махинации на валютных аукционах.

“Я обращаюсь к президенту Виктору Ющенко — либо наведите порядок в Нацбанке, либо сушите сухари для своих подчиненных, далее такое терпеть невозможно. У нас на глазах разворачивается масштабная афера”, — предупредил Виктора Андреевича его бывший соратник.
Несколькими днями ранее первый вице-премьер Турчинов высказал еще одну трактовку происходящего: спекулянты, часть из которых, конечно, находится в окружении президента, каждый раз в начале месяца отыгрываются на дефиците валюты в моменты платежей НАК “Нафтогаз Украины” за поставки российского газа. “Можете взять статистку, как поднимается курс: ежемесячно, как подходит время НАК расплачиваться, — за два дня до этого повышается курс, и на этом сразу же зарабатывают валютные спекулянты”, — раскрыл схему Турчинов.

Впрочем, окружение президента, как и руководство НБУ, отвечая на эти нападки, приводит весьма убедительные доказательства вины Кабмина. В начале недели Ющенко изложил свою версию причин девальвации — несбалансированный государственный бюджет, дефицит которого правительство финансирует за счет эмиссии гривни.

“Я был неприятно поражен, когда узнал, что государственный “Ощадбанк” выдал НАК “Нафтогаз Украины” кредит на 22 млрд. грн. При том, что максимальный кредит, который мог быть выдан в одни руки, — 5 млрд., — заявил Ющенко. — Понятно желание НБУ помочь НАК вовремя рассчитаться за газ. Однако Нацбанк не должен разбираться в том, как закачивается газ, его дело — стабильность банковской системы”.

Общая тенденция курса нацвалюты, по мнению президента, напрямую связана с бюджетной, фискальной и инвестиционной политикой, за которые ответственен непосредственно Кабмин. Только за последние семь месяцев Нацбанк почти в четыре раза увеличил эмиссию денег для финансирования непокрытых доходов госбюджета. Более того, если верить президенту, реальное недовыполнение плана госбюджета сегодня на уровне 25—30%. Для финансирования дефицита правительство пошло даже на очень сомнительный шаг, с начала года собирая налоги наперед, не заботясь об источниках пополнения госбюджета во втором полугодии.

Итого, авансовых налоговых платежей уже собрано на 12 млрд. грн., а невозмещенного НДС — 4,8 млрд. грн. Таким образом, с учетом эмиссионных денег НБУ (30 млрд. грн.), падающая экономика в этом году должна была как-то переварить свободно “гуляющие” почти 60 млрд. ничем не обеспеченных гривен.

НБУ, по подсчетам Ющенко, вполне бы мог установить курс гривни к доллару на уровне 6,5, если бы правительство смогло привлечь в Украину от экспорта или инвесторов дополнительно хотя бы $14 млрд. А поскольку этих денег не было и нет, гривня стремительно “худеет” под давлением растущих долгов.

Во вторник Секретариат Президента продолжил изобличать обвиняющих гаранта в махинациях с курсом. Так, в распространенном президентской канцелярией пресс-релизе значилось, что атака на Нацбанк и президента “явно срежиссирована в одном центре и имеет цель отвлечь внимание от проблем с невыполнением данных обещаний, наполнением бюджета, резким ухудшением уровня жизни граждан”. “Настоящая цель этой атаки — посеять среди людей недоверие, растерянность, усилить девальвационные настроения — и тем самым расшатать и завалить банковскую систему, спрятав под ее обломками свою безответственность”, — значилось в документе.

Вона працює — гривня танцює

Кабмин в преддверии выборов оказался в патовой ситуации, когда любой из возможных ходов крайне невыгоден для Тимошенко и ее политической силы. Помимо борьбы с кризисом, премьеру приходится бросать все ресурсы на борьбу с падением собственного рейтинга.
Итак, заявление МВФ о возможном отказе от финансирования Украины лишь подлило масла в огонь, спровоцировав панику на рынке.

Проценты по кредитам МВФ, как известно, действительно самые низкие из всех существующих сегодня для Украины альтернатив, но для получения этих кредитов власть согласилась на огромные политические уступки, которые, очень вероятно, обойдутся стране намного дороже, чем сиюминутные выгоды. Как ранее писали “2000” (“Нафтогаз” отдадут Брюсселю”, № 33 (472) 14-20.08.2009), фонд готов кредитовать правительство, но только при условии резкого сокращения дефицита госбюджета, одной из главных составляющих которого является дефицит бюджета “Нафтогаза”. Согласно договоренностям с МВФ, Кабмин обязался с 1 сентября начать повышение цен на газ для населения ежеквартально на 20%. Однако пока что правительство тянет до последнего: формально Федерация профсоюзов Украины, воспользовавшись своим правом, закрепленным в Генеральном соглашении между Кабмином и ФПУ, не согласовала распоряжение Нацкомиссии по регулированию электроэнергетики о повышении цен на газ. И пока решение НКРЭ не вступило в силу. Выполнив требование МВФ и повысив цены на газ на 20—40% уже до выборов, Юлия Владимировна фактически обличит себя перед собственным электоратом.
Но, с другой стороны, если у государства не появится до конца года $3,8 млрд., обещанных МВФ, экономику наверняка ожидают еще более серьезные потрясения — покрывать дефицит госбюджета и внешней торговли будет попросту нечем, и гривня продолжит свободное падение быстрее, чем сейчас.

Несмотря на некоторый рост спроса на мировом рынке на продукцию металлургии и снижение внутреннего спроса на импорт, торговый баланс Украины сейчас остается дефицитным (на середину лета — $1,7 млрд.). Государству даже сейчас недостает средств, чтобы удовлетворить спрос на валюту для покупки импортных товаров.

Сейчас Украина продолжает бить рекорды не только по глубине девальвации, но и по падению ВВП и росту цен. Хотя у всех стран-соседей в последнее время наблюдаются первые признаки роста месяц к месяцу и уже давно дефляция. Очевидно, что падающий курс валюты не предпосылка, а всего лишь следствие общей слабости в экономике и бюджетной сфере. Кроме того, резкая девальвация гривни теперь бьет с новой силой по экономике не только через удорожание ранее взятых кредитов, но и через неизбежное уже в ближайшие недели повышение цен на многие товары и услуги. Так, дорогой доллар вновь подстегнет цены на фрукты и овощи, а также морепродукты и мясо (Украина, как известно, давно не производит мяса в нужных объемах для внутреннего потребления).

С некоторым лагом дорогой доллар бьет и по ценам на многие продукты питания отечественного производства — не меньше половины украинского пищепрома так или иначе зависит от импортных компонентов (те же мясные изделия). А первым делом на девальвацию гривни уже отреагировали продавцы бензина: за считанные дни августа А- 95 подорожал почти на треть (то есть, даже с “заделом” на будущее проседание гривни) — с 6,5 грн. до 8,4 грн. за литр, а дизтопливо — с 5,3 до 6,39 грн. за литр. Удорожание топлива, как известно, неизбежно сказывается на инфляции практически по всем остальным отраслям, включая проезд на транспорте, цены на хлеб, сахар, молоко и другие продукты первой необходимости.

Юрий ЛУКАШИН

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Никакой ускоренной процедуры по вступлению Украины в ЕС не будет

Об этом заявил министр-делегат по европейским делам при Министерстве иностранных дел Франции Клеман Бон в ...