Поводом стал очередной долларовый шок в первой половине сентября.
— Нацбанк… принимает участие в подрыве экономической политики, — заявил финансист, комментируя ситуацию недельной давности, когда доллар внезапно прыгнул до 9 гривен. — Худшие опасения оправдались — президент и Секретариат президента сделали несколько заявлений, что политика правительства якобы ведет к дестабилизации курса гривны и девальвации. Данные заявления уже были фактором экономической дестабилизации. НБУ под эти политические заявления предпринял ряд шагов, которые действительно привели к дестабилизации на валютном рынке… Последствия такой политики будут чрезвычайно разрушительны. Образно говоря, если бы президент использовал против правительства танки, это было бы менее разрушительно по последствиям, чем использование дестабилизационных возможностей Нацбанка… Александр Савченко (подавший в отставку зампред НБУ. — Прим. авт.) в деталях рассказал об обстановке в Нацбанке Украины. О том, что НБУ фактически управляется с улицы Банковой с Секретариата президента, о том, что на Нацбанк давят и заставляют проводить политику, связанную с неподдержанием экономического курса правительства, что в политических целях президент и кандидат в президенты заинтересован в дестабилизации политики правительства и в ухудшении общей экономической ситуации. И НБУ становится и может стать главным инструментом в этой борьбе.
По мнению Суслова, никаких предпосылок для падения гривны нет. У Нацбанка достаточные валютные резервы, чтобы держать ситуацию под контролем. И то, что происходит с долларом, — чистая политика. При этом он напомнил, что в соответствии с Конституцией НБУ не имеет права участвовать в политической деятельности.
Госкомфинуслуг намерена реагировать. По словам Суслова, уже подготовлен законопроект по реформированию Нацбанка. По этому закону НБУ лишится права контроля над коммерческими банками. Причем решение это отнюдь не в угоду сиюминутному политическому раскладу.
— В цивилизованных странах это было сделано еще в начале 90-х, — сказал Суслов. — В компетенции Нацбанка должна остаться монетарная и валютная политика, а не контроль над банками. Когда он совмещает много функций, то хорошо не выполняет ни одной… Есть предварительная договоренность с профильными комитетами и фракциями, так что нам хватит голосов и для принятия закона, и для преодоления возможного вето президента.
По мнению Суслова, в случае принятия закона правительство создаст новый орган по регулированию финансовых учреждений. А в самом Нацбанке тоже будут значительные изменения. Помимо сокращения ряда функций НБУ, там наверняка произойдут кадровые ротации в руководстве. Несмотря на то что по закону полномочия нынешнего главы НБУ заканчиваются в декабре этого года, Владимир Стельмах в случае принятия закона может уйти в отставку раньше.