По мере приближения встречи «большой двадцатки» в американском Питтсбурге темы предстоящего саммита приковывают к себе все большее внимание как политиков и экономистов, так и широкой общественности. Довольно подробно о предстоящей встрече говорил сегодня на брифинге в РИА «Новости» помощник президента РФ Аркадий Дворкович.
Примечательно, что, по кго мнению, параллельное существование двух глобальных международных саммитов, таких как «большая восьмерка» и «большая двадцатка», вовсе не является избыточным. Более того, встреча G20 в большей степени представительское мероприятие, где достаточно сложно организовать продуктивные дискуссии и обеспечить принятие важнейших международных решений. "Когда за столом слишком много стран, обсуждение становится не столь подробным и конкретным, чем при обсуждениях на „восьмерке“, — отметил Дворкович. По его словам, в этом случае „все сводится к зачитыванию заранее подготовленной речи“.
Говоря о повестке дня предстоящего саммита, помощник президента отметил, что в ходе мероприятия будут рассмотрены четыре основных группы вопросов. К первой из них относится дискуссия о целесообразности отказа государств от применения стимулирующих антикризисных мер ввиду преодоления мировой экономикой острой фазы кризиса. „Я думаю, что лидеры государств подтвердят, как это сделали уже их министры финансов, что отказываться от применения таких мер преждевременно. Хотя уже необходимо думать о том, как формулировать стратегии выхода“, — заявил Дворкович.
Тем самым он фактически поддержал позицию США, Китая и Великобритании, настаивающих на продолжении мер по антикризисному стимулированию. Напомним, ряд стран во главе с Германией и Францией полагают, что время подобного стимулирования прошло и пора серьезно обсудить технологию постепенного отказа от них.
Вторая группа вопросов посвящена реформированию глобальных институтов управления, в том числе — международных финансовых организаций. По словам Дворковича, в Питтсбурге планируется решить, „каким должно быть перераспределение голосов, чтобы более четко отражался вес отдельных стран в мировой экономике“.
Третья группа посвящена вопросам финансового регулирования. В нее входят столь популярные в последнее время темы, как выплата бонусов топ-менеджерам и изменение формул расчетов капитала банков и других финансовых институтов. Четвертая группа включает в себя вопросы международной энергетической безопасности, климатические изменения и помощь беднейшим странам.
Что касается наиболее интересного для мировой общественности вопроса о дальнейшей роли доллара, то, по словам Дворковича, хотя участники G20 и планируют поговорить о проблемах мировой валютной системы, вопрос о замене американской валюты обсуждаться не будет. Российская позиция, по его словам, состоит в том, что „с нашей точки зрения, должно быть несколько резервных валют, включая доллар США, евро, а также постепенно, возможно, и другие валюты, которые сейчас имеют маленький вес. Это фунт, иена, отчасти швейцарский франк“.
При этом помощник президента довольно скептически отозвался о муссируемых в последнее время идеях создания новой наднациональной валюты на базе специальных прав заимствования МВФ — SDR. По некоторым данным, на саммите в Питтсбурге планируется обсуждение создания документарной формы SDR, то есть фактически создания SDR-овой наличности. „Есть вопрос о роли специальных прав заимствования МВФ, — заявил Дворкович. — Он, я думаю, будет обсуждаться, но не как замена доллару в качестве мировой резервной валюты. Никто не собирается предлагать, по крайней мере, в ближайшее время, а может, и в перспективе это будет невозможно, выпуск банкнот SDR и обращение их в таком виде, как обращается доллар или евро, или рубли“.