В среду за в обменных пунктах давали всего 4,5 грн (а еще месяц назад курс был 5,05), а в четверг можно было получить не больше 4,3 грн! Что будет с экономикой и инфляцией? А главное, кто виноват в ревальвации гривны? – животрепещущие вопросы для обывателей и политиков. «Сюрпризов» с курсом доллара ожидали сразу же после прихода к власти премьера Юлии Тимошенко. Ведь ее команда еще до назначения в правительство не скрывала, что выступает за укрепление национальной валюты по отношению к доллару. Кабмин Леди Ю у власти не полных пять месяцев, а колебания курса начали проявляться в последние 8-10 недель. На межбанковском рынке доллар упал сначала до 4,8, а за последние полторы недели его отметка не поднималась выше 4,7-4,6 гривны за доллар. Хотя официальный курс оставался прежним, как и в 2005 году, когда Нацбанк Украины (НБУ) установил курс 5,05 грн за $1. То есть, обменный курс был более-менее стабилен в течение трех лет.
Но вечером 21 мая Национальный банк Украины сделал заявление о снижении официального курса гривны по отношению к доллару – с ранее установленных 5,05 до 4,85 грн за $1. Объяснив, что, таким образом произошло укрепление (ревальвация) национальной валюты. Хотя в Бюджете-2008 год, то есть, в главном финансовом документе государства, а также в «Основных принципах денежно-кредитной политики на 2008 г.» коридор официального курса гривны был установлен в рамках 4,95-5,25 грн за $1 долл. А значит, правление НБУ вышло за рамки этого коридора, предусмотренного в Законе.
Именно этот факт возмутил Совет НБУ, который на следующий день, в четверг 22 мая, созвал экстренное заседание. Решение Совета прогремело как гром среди ясного неба: на решение правления НБУ о ревальвации гривны было наложено вето. Совет вернул доллар к прежней отметке – 5,05 грн, и не меньше, за один «зеленый». Однако такая сумятица и неразбериха в результате конфликта правления НБУ и Совета банка привела к тому, что на «межбанке» доллар снизился еще больше: в простых обменниках за него давали не больше 4,3 гривны.
Ни для кого не секрет, что граждане Украины, в основной своей массе, традиционно хранят свои сбережения в долларах. В них же номинированы «серые» зарплаты «в конвертах» значительного числа граждан. А значит, фактический дефолт «зеленого» больно ударил по карману среднестатистического украинца. Сбережения населения и реальные зарплаты работающих граждан мгновенно «похудели» на 10-15%!
Естественно, обвинения сразу же посыпались на правительство и лично премьера Тимошенко. Ведь цены на основные товары продолжают расти (с начала года инфляция, по данным теневого кабинета Виктора Януковича, составила 30%), а доходы населения, в том числе из-за курсовых колебаний, уменьшаться. Но виноват ли Кабмин в происходящем – сомневаются даже в оппозиционной Партии Регионов.
Так, например, депутат-регионал Нестор Шуфрич заявил, что «НБУ сегодня больше подконтролен президенту Ющенко, и у меня очень большие сомнения, что НБУ согласовывал этот шаг по укреплению гривны с Тимошенко». Шуфрич уверен, что вероятнее всего «сигнал был дан с Банковой», то есть из Секретариата Ющенко, где «заинтересованы в том, чтобы было хуже в экономике, а значит лучше для рейтинга президента».
В то же время, коллеги Шуфрича по Партии Регионов в один голос обвиняют в происходящем Тимошенко, которая ревальвацией гривны «поставила на колени экспортеров, а значит, открыла двери для импорта». Такие утверждения небезосновательны, ведь еще во время первого премьерства Тимошенко обвиняли в лоббировании интересов импортеров, которые якобы являются ее основными финансистами. А оппозиционный лагерь, как принято считать, всегда отстаивал интересы национального производителя, в первую очередь, металлургии и химической промышленности, которые работают на экспорт.
Соратники самой Леди Ю также кивают на Ющенко. В неофициальных разговорах в кулуарах Рады они говорят о том, что глава правления НБУ Владимир Стельмах – это «человек президента». Как заявил сам глава фракции БЮТ в Верховной Раде Иван Кириленко, правительство не имеет отношения к ревальвации, а «политика НБУ абсолютно не управляется из Кабмина». Он не отрицает, что резкий обвал курса доллара негативно повлияет на благосостояние украинцев, но не хочет признавать, что от этого существенно пострадает рейтинг самой Тимошенко.
Но, очевидно, у электората совсем иное мнение. Тем более, что такой же ревальвационный «трюк» Юлия Владимировна исполнила во время первого своего премьерства, когда за одну августовскую ночь 2005 г. доллар упал на 10%. И вряд ли народ захочет повторения в третий раз таких «сюрпризов».
Таким образом, в политическом ракурсе нынешние события объясняют двумя сценариями, в зависимости от партийной принадлежности. Одни говорят, что Ющенко через подконтрольный НБУ обвалил доллар, чтобы у электората появилось стойкое отвращение к премьеру Тимошенко. Оппоненты, напротив, утверждают, что причиной стала бездарная политика самого Кабмина. Ведь расходы на социальные программы из Бюджета набирают обороты, значительно превышая поступления (налоговые платежи собираются уже за август-сентябрь), производство не растет, спрос превышает предложение, а цены стремительно растут. И чтобы искусственно, на короткий промежуток времени, удержать инфляцию в узде, Кабмин рекомендовал НБУ снижать курс доллара. Ведь тот же министр финансов Виктор Пинзенык никогда не скрывал, что «надо укреплять гривну».
Но на данную проблему целесообразнее посмотреть через призму экономического анализа.
Так, кандидат экономических наук, министр в теневом правительстве Ирина Акимова утверждает, что «объективно ревальвация гривны нужна была давно». «НБУ искусственно сдерживал высокий уровень доллара, который падает во всем мире. Не секрет, что НБУ ежемесячно выходил на торги, скупая валюту, вбрасывая гривневую массу на рынок, и, тем самым, удерживая отметку в 5,05», – говорит эксперт. Но затем, очевидно, не без согласования с Камином, он перестал это делать последние 4-6 недель, а межбанковский рынок показал «реальное» соотношение доллара и гривны в привязке к евро. Естественно, такой резкий скачок в итоге привел к «шоковому» состоянию.
По мнению Акимовой, ошибка заключается в том, что ревальвацию провели наскоком, а главное, «Кабмин так и не собирается пересмотреть в бюджетной структуре схему расходов». То есть, правительство должно было бы пойти на непопулярные шаги, сокращая социальные выплаты. Но этого не происходит. Поэтому ревальвация не приведет к уменьшению инфляции, как надеется кабинет Тимошенко. И причина ее – не в монетарной, а в фискальной политике. «Процентные ставки будут расти, кредиты дорожать, а темпы роста ВВП будут замедляться», – говорит Акимова. А значит, инфляция к концу года может составить 25% (рекорд за все последние годы).
Другой экономический эксперт, депутат от Партии Регионов Алексей Плотников также дает неутешительные прогнозы. С его слов, не стоит возлагать надежды на то, что Совет НБУ, отменив решение правления о ревальвации, вернет реальный курс на «межбанке» на прежнюю отметку. Он обратил внимание на то, что «такое решение – это проявления конфликта внутри самого НБУ». Плотников уверен, что «гривну объективно надо было укреплять, но на 2-3 копейки, а не на 20 копеек сразу, – это было некорректное решение НБУ».
Экономист также не исключает, что у самого «НБУ могут быть серьезные юридические последствия, ведь такое решение вразрез с Бюджетом принято впервые». А на «межбанке», даже если официальный курс вернут в законные рамки, «курс будет держаться на отметке не выше 4,5 грн за доллар, то есть, он как упал, так и упал!», – сказал Плотников. Он также предрекает, что «товары на вторичном рынке, особенно недвижимость, а также автомобили, существенно подорожают. Ведь это всегда происходит после падения курса (доллара) », – говорит эксперт.
В свою очередь, экономист и депутат парламента из пропрезидентской фракции НУНС Ксения Ляпина полагает, что «ревальвация в 4%, которую предлагает НБУ, это не катастрофа». Но она согласна, что сам метод «скоропостижной» ревальвации, мягко говоря, некорректен с экономической точки зрения. Ляпина также считает, что «совет, который отменил решение правления, несколько поторопился, и в итоге только правление сможет сказать окончательное слово». Депутат предполагает, что «совет может заставить правление опять выходить на торги и выкупать долларовую массу, как было раньше, чем будет поднимать курс доллара в перспективе». Поэтому не исключено, что курс «зеленого» может несколько повыситься, но до «заветных» 5,05 он уже не поднимется никогда.
В целом, представитель НУНС признает, что от падения доллара, а затем попыток вернуть его курс к прежней отметке, пострадают «простые люди, ведь экономика не любит таких дерганий». «Украинцы теперь не доверяют доллару, как и не доверяют гривне из-за роста цен. Но евро, чтобы хранить сбережения, люди купить тоже не могут – из-за его дороговизны и дефицита. А значит, все живые деньги народ пойдет тратить на потребительский рынок, что в итоге вызовет еще больший всплеск инфляции», – констатировала Ляпина, с которой трудно не согласиться.