Украинская власть демонстрирует свою полную несостоятельность в решении финансово-экономических проблем. По словам экспертов, это уже поняли и западные доноры, еще как-то поддерживавшие на плаву украинскую экономику.
ПОХОЖЕ, в этом году Украина получит в лучшем случае лишь один транш от МВФ, хотя, согласно прописанному ранее графику, ожидалось два перечисления. И надеяться, что миссия фонда приедет к нам в ближайшее время, не стоит, говорят эксперты, указывая как одну из причин грядущую политическую турбулентность в стране, связанную с предстоящими выборами.
– Сами понимаете, что с 26 по 31 октября местные избиркомы будут судиться со всеми подряд, по телеканалам будут бегать какие-то люди и кричать, что у них украли голоса, – прогнозирует экономист, руководитель проекта «Успешная страна» Андрей Блинов. – Возможно, где-то попытаются не отдавать ключи от горсоветов. То есть нас ожидает очень жаркая неделя. Инвесторы и МВФ просто побоятся в этот момент сюда прилетать, тем более что это будет первая неделя, когда не будет уже прямых рейсов из Москвы.
Еще одна проблема для Украины состоит в том, что страна потеряла свою субъектность как относительно независимый финансовый игрок, а полный коллапс не наступил лишь по причине западных кредитов. И то, о чем с гордостью говорят в Нацбанке как о своих достижениях, заслуга вовсе не Украины, а международных доноров.
– Валютные резервы Нацбанка Украины растут лишь тогда, когда поступает очередной транш МВФ, – обращает внимание Эрик Найман, управляющий партнер компании Capital Times. – К сожалению, Украина не способна генерировать наполнение валютных резервов. Если посмотреть, то почти все наши валютные резервы сформированы за счет денег МВФ. Но в 2018 году придется платить и по этим долгам. И если к тому времени ничего не изменится в экономическом плане, Украина объявит дефолт уже перед МВФ.
По мнению эксперта, такой ситуацией очень обеспокоены на Западе и планируют еще более жестко взять под контроль Украину.
– Процесс вышел из-под контроля, – полагает Найман. – Сейчас к нам едет министр торговли США Пенни Прицкер. Мощная барышня. Думаю, она является новым смотрящим за Украиной. Скорее всего, прежние кураторы просто не справились. Ключевое здесь – полный провал борьбы с коррупцией в Украине.
Полную зависимость Украины от МВФ признает также исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
– То, о чем говорит, например, Нацбанк Украины, сейчас меня, как эксперта, вообще мало интересует, – констатирует он. – Для меня более важно, что за ними сейчас находится МВФ. И даже глупости, которые может высказывать Нацбанк, выглядят не относящимися к делу. Это какое-то узкое суждение отдельно взятого чиновника. Если это слишком большая глупость, ее никто не даст совершить, потому что они находятся под контролем МВФ.
– Украина лежит на операционном столе и пытается что-то из себя изображать, – еще более жесток в оценках Эрик Найман. – Власти думают, что они самые умные. Они не самые умные, им очень скоро объяснят: либо они начнут лечиться, либо их вылечат операционным способом. А здесь только операция – извините, медикаментозное лечение было пройдено в
2014 году. Операционное вмешательство со стороны Запада неизбежно в 2016 году. Поэтому не верьте всему, что обещают украинские чиновники. Им расскажут, как должно быть.
Впрочем, судя по последним новостям, МВФ уже начал рассказывать, как быть. Министр финансов Наталья Яресько публично заявила, что на следующий год планируется сокращение расходной части бюджета на 60 миллиардов гривен, а «под нож» пойдут, в первую очередь, социальные статьи – медицина, образование и так далее.
Самое печальное, что украинская власть думает лишь о том, как заткнуть очередную пробоину на терпящем бедствие судне, но, кажется, совершенно не озабочена тем, как это отразится на самом судне в ближайшей перспективе. Один из наиболее показательных примеров – попытка добиться реструктуризации трех миллиардов долга Российской Федерации, который в Киеве хотят признать частным.
– Украина брала в долг под пять процентов всего лишь на два года у страны, которая сегодня Верховной Радой признана агрессором, – обращает внимание Андрей Блинов. – Реструктуризация означает списание Украиной в одностороннем порядке
20 процентов и обязательство платить по остатку теперь не под пять, а под 7,75 процента годовых. Кроме того, долг растягивается минимум на семь лет, в его отношении начинает действовать привязка к ВВП, с возможного роста которого Россия получит возможность снимать сливки в будущем. При некоторой фантазии это можно назвать контрибуцией.