«Росбанк»
В «Росбанке» все попадаются на удочку кредитов и кредитных карт. Банк дает че­ловеку кредит, тот его оплачивает, спра­шивает: «Я все оплатил?», его отпускают, а клиент, конечно же, если не сразу вы­кидывает или теряет платежки, так че­рез полгода. А потом ему звонят и сооб­щают: «У вас остался долг в размере 2 тысяч рублей на тот момент, сейчас это уже 35 тысяч рублей». Это минимум, обычно больше. Он отвечает: «А я пла­тил» — «Платежка есть?» — «Нет». Ну, все.
Если есть платежка, он приходит, пока­зывает ее, и банк извиняется, говорит, что «ой, у нас ошибка, сбой в системе», и на этот раз уже дает бумагу. В случае с автокредитами надувают уже страховые компании. Часто происхо­дит, что человек платит, платит по кре­диту за машину, а потом бац — и переста­ет платить. Долг растет, на долг прибавляется штраф, на штраф про­центы, пени и неустойки. А когда полу­чается уже несколько миллионов, клиен­ту звонят и спрашивают, в чем дело. Оказывается, что у него угнали машину, и страховая компания пообещала выпла­тить оставшийся кредит банку. Чело­век, естественно, расслабился и пла­тить перестал.
Основная часть долга банку — это штраф за неуплату и проценты на штраф. Ино­гда банк готов списать какую-то часть штрафа, если есть особые обстоятельст­ва — женщину бросил муж, остались ма­ленькие дети, ну мало ли что случается. Могут списать даже весь штраф, но про­цент все равно останется. Был у нас один человек, у которого в 2006-м году была кредитная карта. Он платил по ней вовремя, сохранял платеж­ки, все было нормально. Но платил через банкоматы, и платежки у него остались не в виде кассовых чеков, а в виде малень­ких счетов из банкоматов. Они выцвели. Он пришел с ними в банк, и ему сказали:
«Мы ничего не знаем, на них ничего не видно». Он не смог ничего доказать и сейчас платит по второму разу. Банк специально ждет, пока сумма дол­га станет как можно больше, и только тог­да звонит. В коллекторские агентства приходят списки неплательщиков за 2002-й год — люди уже даже не помнят, что брали что-то. Сами коллекторские агентства тоже не лыком шиты. Звонят, например, женщине за сорок, без мужа. Говорят: «У вас долг 100 тысяч». Она приходит в ужас, пугается, а ей: «Так и быть, мы вам его спишем на сорок.
Подъезжайте не в банк, а к нам». В ито­ге деньги в банк не идут — коллекторы за­бирают их себе. Долг, соответственно, ос­тается и только растет. Все эти беды из-за доверчивости и необразованности. Многие не понимают, что долг списыва­ется с конца, то есть со штрафа. Если за­платить 30 тысяч из 100, проценты оста­нутся, и сумма снова будет расти. Чтобы списать деньги именно с базового дол­га, нужно писать заявление — об этом ма­ло кто знает, а работники банка этого не объяснят, если специально не спросить.
«Русский стандарт»
Одна из последних уловок — льготный пе­риод. Это срок, в течение которого нуж­но вернуть деньги банку, если клиент рас­платился кредитной карточкой. Период этот составляет 50,55 или 60 дней. Все -больше никто ничего не объясняет. В до­говоре стоит микроскопическая звез­дочка — надо посмотреть ниже и прочи­тать, что это максимальный срок для погашения задолженности. Допустим, расплата по карте производится перво­го числа каждого месяца.
С первого по первое — расчетный период. Если сделать покупку первого числа, тогда да, есть еще 55 дней. А если расплатиться картой 25-го числа, тогда останется только 30 дней, потому что эти 55 дней отсчитыва-ются от начала расчетного периода. Это клиенту банк скажет, только если тот спросит, а иначе все молчат. И люди на-покупают всего в конце месяца, ждут, как обычно, до последнего, 55 дней, звонят, и выясняется, что там уже все проценты начислены.
Во время заведения карты клиенты ни­когда ничего не спрашивают и вряд ли вообще что-то понимают. Банк специ­ально их путает: менеджеры дают ин­формацию по специальной системе, которая называется «Гамбургер».
Если человека нагрузить непонятными све­дениями, он поймет только первую и по­следнюю часть, а то, что в середине, то есть самое важное, пропустит мимо ушей. Поэтому рассказ о картах зву­чит так: «Представляете, вы придете в магазин, а там скидки, не нужно с со­бой таскать кучу денег, да еще и льгот­ный период 55 дней — только подумай­те! А если вы потеряете карту, ее сразу заблокируют, а потом бесплатно вос­становят вместе со всеми деньгами!» Клиент погружается в радужные грезы, а менеджер в это время быстро-быстро рассказывает про процентные ставки, комиссию за выпуск, обслуживание, просроченные платежи, а потом снова: «Но вы представляете, какие преимуще­ства!» Преимущества, действительно, есть, но тоже весьма относительные. Например, по картам American Express идет страховка. Но что это за страховка?
Если ехать в путешествие и все оплачи­вать картой, она начинает действовать после входа в аэропорт. В договоре сно­ва есть микроскопическая звездочка и перечень условий, при которых эта страховка не действует: дорожные чеки American Express, например, не вос­становят, если передать их кому-либо в руки. Доказать, что это произошло, не­возможно, но точно так же клиент не до­кажет, что никому их не передавал. Когда клиент активирует карту, ему на­зывают минимальный платеж.
Допустим, 2000 рублей. Говорят: «Вы можете вы­плачивать по 2000 рублей в месяц, тем самым погашая ваш кредит». Но не го­ворят, как долго придется его погашать. Это может быть 5 лет, 10 лет, а на неко­торых картах его вообще невозможно по­гасить. В «Русском стандарте» при пога­шении минимальным платежом сумма долга только растет. Потому что этот минимальный платеж заведомо меньше процентов за месяц, а то, что по факту платить нужно больше, никто не объяс­нит.
Минимальный платеж создан для форс-мажоров: вдруг в каком-то месяце денег нет вообще, тогда можно заплатить эти 2000 — ладно, банк сделает такое одолжение. Но если каждый раз пла­тить минимальным платежом, сумма будет понемногу увеличиваться каж­дый месяц все больше и больше.
Сказать клиентам, что халявы не бывает, работ­ники банка не имеют права. Как наши люди пользуются кредитными карта­ми? Им дают карту с лимитом, например, 300 тысяч рублей. Они ее активируют, тут же идут в банкомат, снимают все 300, после чего режут карту и выбрасы­вают ее. Им кажется, что таким образом долг исчезает и можно жить спокойно. Что тут скажешь?
Русские карты Visa и MasterCard прини­мают далеко не во всех странах. У рус­ских уже такая репутация сложилась, что все ждут от нас подвоха. Русские.American Express, например, вообще не принимают в Испании. По сути, это обычная карта «Русского стандарта», с которой сняты все бонусы в виде стра­ховки и скидок, но только выпуск стоит 1500. а не 600 рублей — якобы за миро­вое имя.
Сейчас политика банка изменилась, а раньше мы давали кредиты всем, даже деду из деревни, который получает 3000 рублей и зачем-то решил купить себе мо­бильный телефон Nokia за 20000. Этот дед позвонил через 2 года и сказал, что не будет платить. Ну, не будет так не бу­дет.
Неплательщиками занимаются кол­лекторские агентства. Одной девушке пришлось продать квартиру, чтобы за­платить кредит «Русскому стандарту». Она не успевала платить по карте вовре­мя, платежи росли по классической схе­ме: если не платишь 2 месяца, начисля­ется штраф, на него проценты, на них еще штраф, опять проценты, на третий месяц штраф еще больше, а если не за­платишь четыре месяца, то каждый день начисляется по 0,2 процента. Получает­ся, что нужно безостановочно платить -денег нет, а сумма растет и растет.
ВТБ
Формально банк деньги с карточек не снимает. Большинство проблем с карта­ми оттого, что юридически грамотных людей крайне мало, и банк на этом игра­ет. Чаще всего за мошенничество прини­мают скрытые комиссии, которых мно­жество: за снятие наличных в банкоматах другого банка, за расплату карточкой в магазинах — карточные системы там бывают достаточно дорогие. Получе­ние наличных за границей — отдельная история. Здесь ден ьги исчезают за счет очень дорогой конвертации. Если, на­пример, с рублевой карточки нужно снять евро, то сначала деньги переводят­ся в доллары — минус процент за конвер­тацию, а потом уже в евро — еще мин'с процент за конвертацию. Проценты эти, как правило, не маленькие.
Если брать ипотечный кредит в ВТБ, то помимо объявленной и широко рекламируемой процентной ставки, придется заплатить за рассмотрение заявления и за открытие банковского счета. Эти суммы не такие большие, но для многих оказываются сюрпризом, хотя их никто не прячет. Бесплатного сыра не бывает — об этом наши люди слишком часто забывают.
Почти никто не читает договор, а там написаны все условия, просто иногда очень мелким шрифтом. Сумма разбивается на равные части на весь срок ипотеки, к ним прибавляются проценты за все, допустим 20 лет, и получается ежемесячный платеж. В результате клиент постпаст квартиру, а потом регулярно платит за нес банку. На самом деле в начале сро­ка львиная доля платежа идет на погаше­ние процентов и только маленькая часть — в счет базового долга. Если же клиент решил погасить весь долг через два года, проценты за оставшиеся 18 ни­куда не исчезают — и клиент переплачи­вает. К этой сумме прибавляется комис­сия за досрочное погашение, и в итоге получается еще больше.
«Бинбанк»
Мы стараемся не наглеть и работать максимально честно, но без некоторых приемов не обойтись. Главная хитрость с дебетовыми картами — технический овердрафт, то есть уход в минус. Чтобы быть в курсе своего баланса, нужно подключить CMC-сервис. Без него клиент рискует уйти в минус и не узнать об этом. А для дебетовых карт уста­новлены огромные годовые проценты на овердрафт. На них, правда, не начисля­ются штрафы, но 80% процентов через некоторое время могут влететь в копеечку.
Если же СМС-ссрвис подключить и вовремя узнать, что на карте 0, то тут появится другая хитрость. CMC-сервис стоит, например, 30 рублей плюс плата за проверку баланса. Клиент отправляет CMC, узнает, что у него нулевой баланс, и тут же счет становится «минус 30». Они скоро превратятся в минус 300 и далее, по нарастающей. Каждый банк сотрудничает с магази­нами, где можно быстро оформить кредит на бытовую технику, к примеру. И в этих ситуациях тоже надувают. Здесь замешаны уже сами менеджеры.
Зарплаты у них совсем небольшие, зато проценты с удачных договоров не маленькие. Удачный договор — это договор с подключенной страховкой. Она может стоить в три раза дороже самой покупки, и ее подключение, есте­ственно, должно согласовываться с покупателем. Но для того чтобы ее подключить, менеджеру достаточно поставить маленькую галочку в договоре. Покупатель даже не обращает на нее внимания и ставит подпись. А через три платежа поним ает, что творится что-то неладное: переплата за страховку составляет 20-30 тысяч рублей. Доказать вину менеджера невозможно — подпись же на договоре стоит.
Банк«ПервоеОВК»
Мы первыми начали выдавать все потре­бительские кредиты в Москве. Давали всем без разбора: можно было даже прийти с чужим паспортом и за полча­са получить деньги. С картами то же са­мое: их мог получить кто угодно, так что очень часто у людей крали кредит­ки и тратили все деньги. Многие долги висят до сих пор, хоть это и было три го­да назад. Причем если три года назад че­ловек был должен банку 30 тысяч, то сей­час уже 200 — а за это время ему никто не звонил и ничего не говорил.
Чаще все­го кредиты берут простые люди, кото­рым кажется, что банк им эти деньги по­дарил. Многие даже не подозревают, что срок исковой давности — 3 года, они просто берут деньги и забывают. А потом им звонят из банка и сообщают об астро­номических суммах, которые они за­должали. Соответственно, возврат денег был очень маленький, и банк в итоге разорился. Сейчас работает только цен­тральное отделение, которое занима­ется выбиванием долгов. А когда люди несколько лет назад пытались внести ежемесячные платежи за кредиты или кредитные карты, им говорили: «Банк за­крыт, вы нам ничего не должны».
Про­ходит три года, им звонит коллектор и сообщает, что все-таки должны. Они в растерянности, говорят: «Как же так, нам же сказали». А документы есть? -Нет. — Ну, извините. Вы должны. Суммы там, соответственно, намного больше, чем были вначале. Чаще всего угрозы банка подать в суд на неплательщика -обычное запугивание. Большинство этих платежей левые, старые, да и базо­вая сумма небольшая — до 30 тысяч. Лю­ди чаще всего на что берут кредиты? На мобильники и пылесосы. Все документы изо всех отделений стек­лись сейчас в центральное отделение. Поэтому даже если кому-то была выда­на бумага о том, что клиент ничего боль­ше банку не должен, долг с него все рав­но потребуют. Тех, кто такую бумагу потребовал, было очень-очень мало.
Один мужик, например, молодец — насто­ял на своем, приехал, ему дали доку­мент, что долг списан, причем банк ос­тавил себе копию, как полагается. А когда этому мужику позвонили через три го­да с требованием вернуть деньги, он эту бумагу уже потерял. Банк в расчете на это сделал вид, что ни о какой бумаге не знает. «Даже если что-то и было, то, ви­димо, потерялось при расформировании отделений. Извините».
Citibank
Дебетовых клиентов (тех, которые свои деньги на счет положили) банк холит, ле ­леет и не обижает. Если где и можно слегка нахимичить, так это с кредитка­ми (хотя последнее время все реально боятся Онищенко с его потребнадзо-ром) По кредитным картам проблемы, по сравнению с описанными, мелочо-вые. Например, банк впаривает кре ­дитку «лучшим, в смысле зарплатным, клиентам» со словами: первый год обслу­живание бесплатно. Тем, кто говорил: спасибо, не надо, объясняли: «Берите, мало ли что, если активировать не буде­те, то никакой задолженности никогда и не возникнет». Расчет, ясное дело, на то, что все же активируют, но не только.
Проходит год, клиент о карте за­бывает, банк выпускает новую (та ведь закончилась) и с нее сразу списывает стоимость годового обслуживания.
А по­скольку клиент не сразу врубается, что у него возникла какая-то задолжен­ность, то и пару платежей по ней пропу­стит, кроме процентов еще и штрафы накапают. Годатри назад они так всучи­ли кредитку главному редактору журна­ла Forbes — взял, не активировал, через год: дорогой клиент, у вас задолжен­ность. Попытки объясниться через «Си-тифон» успеха не имели: «Да, у нас бы­ла акция, что первый год бесплатно, для вас он закончился. А про второй год мы ничего не обещали. Если вам кар­та не нужна, от нее нужно было пись­менно отказаться, приехав к нам в лю­бой офис». Проблема рассосатась лишь после того, как редактор дал задание корреспонденту написать про этот ка­зус маленькую заметку — пресс-служба, к которой обратились за комментария­ми, оказалась сообразительной, редак­тору принесли извинения — что вы, ко­нечно, платить ничего не надо.
Банк «Банк»
(название банка изменено по просьбе чело­века, давшего интервью) У нас банк маленький, и мы основной упор делаем на корпоративные карты, в основном зарплатные. При малень ­ком проценте на снятие наличных у нас есть комиссия за ведение счета при отсут­ствии на нем операций в течение шести месяцев. Грубо говоря, человек получал зарплату на карту нашего банка. Потом вдруг компания начинает сотрудничать с другим банком, а карта у клиента оста­ется. Через полгода с его счета начина­ют списывать по 400 рублей — он об этом не знает.
Таким образом, через несколь­ко месяцев образуется долг, на который накладывается штраф, на него процен­ты — и получается достаточно внушитель­ная сумма. При этом в договоре указано, что банк оставляет за собой право сни­мать со счета клиента деньги за обслужи­вание карты. Как всегда, для клиентов это оказывается сюрпризом, хотя эта ин­формация указана и на сайте, и в любом отделении банка ее можно получить. Но почти никто ведь не интересуется -получили карту, и все. В нашем бан ке этот тариф долгое время был спорным — воз­никали вопросы по ведению топ-ме­неджмента. Но в итоге приняли решение, что доходы банка важнее, чем деньги клиента