Эксперты, опрошенные ТАСС, уверены, что не все целевые показатели в «майских указах» президента РФ Владимира Путина могут быть достигнуты в срок, а основные факторы, негативно влияющие на их достижение, — это внешние шоки на нефтяном рынке вкупе с введением санкций, а также недостаточная координация действий федеральной и региональных властей.
7 ноября 2017 года останется полгода до завершения президентского срока, а «майские указы» были опубликованы 7 мая 2012 года, поэтому остается полгода до момента, когда указы должны быть реализованы. Однако эксперты считают, что за ближайшие 6 месяцев цели, обозначенные в указах, полностью достигнуты все же не будут.
В частности, среди целей, прописанных в указах, были: создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, увеличение объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% ВВП — к 2018 году, увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года. Кроме того, не менее важными целями в указах были заявлены увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года и повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка Doing Business по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й — в 2015 году и до 20-й — в 2018 году.
«Риск недостижения [целей «майских указов»] большой. Мы не достигаем параметров уровня производительности труда и инвестиций к ВВП, потому что это очень долгосрочные вызовы, и нужно было их решать начиная с 2012 года. Указы были приняты в 2012 году, но с тех пор уровень потенциального роста только замедлился, а не ускорился. Инвестиции с 2013 года падают, они начали расти совсем недавно. В течение длительного времени, видимо, были ожидания, что как-то ситуация сама выправится. Но при этом, когда принимались «майские указы», там не закладывалась ситуация с санкциями, поэтому в какой-то степени можно сказать, что произошли форс-мажорные обстоятельства», — говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Падение цен на нефть со $120 за баррель в 2013 году до $27 за баррель в январе 2016 года, снижение курса рубля более чем в два раза до исторических минимумов к доллару и евро, а также замедление в связи с этим экономического роста обострили накопленные проблемы в структуре российской экономики. И хотя, по мнению экспертов, Россия уже пережила острую фазу кризиса и адаптировалась как к низким ценам на нефть, так и к санкционному режиму, этот период существенно затормозил достижение целевых показателей, прописанных в указах.
«К сожалению, приходится констатировать, что фактически через относительно небольшой срок после выпуска этих указов Россия испытала достаточно мощный шок, связанный с падением цен на нефть и с санкционным прессингом, который значительно сузил возможности по достижению тех ориентиров, которые были заданы. Несмотря на это, в целом этот шок был пережит российской экономикой, и теперь она выходит на положительные темпы роста. Но, с точки зрения параметров, в том числе производительности труда, которая зависит от инвестиционной активности, конечно, непопадание или недостижение этого ориентира было достаточно вероятным с учетом неблагоприятного для инвестиций, прежде всего внешнего, фона», — считает главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Ярослав Лисоволик.
Шок, нефть и санкции
Счетная палата в заключении к проекту федерального бюджета на 2018-2020 годы провела анализ выполнения задач, обозначенных в «майских указах», по итогам 2016 года и первого полугодия 2017 года. По мнению ведомства, есть риски, что показатели роста производительности труда и доли инвестиций в объеме ВВП не будут достигнуты в срок.
«Исполнительная власть осознанно отказалась от выполнения указов президента в полном объеме, потому что это не совпало со старой стратегией в новых условиях. Стратегия обеспечения бездефицитности федерального бюджета и попытки сдерживания роста региональных расходов и долгов стали превалирующими в последние годы, что стало конфликтовать с исполнением «майских указов» и привело к их недоисполнению», — дает свои разъяснения главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин.
По его словам, вопрос повышения производительности труда и увеличения количества высокопроизводительных рабочих мест столкнулся со сложностями в методологии. В частности Надоршин напомнил, как долго шла дискуссия, что именно является высокопроизводительным рабочим местом, и как надо считать эти места. У Росстата была своя методология, а у Минпромторга — своя, пояснил экономист.
Что касается такой всем известной цели, как увеличение заработных плат отдельным категориям бюджетных работников, то, по оценкам Счетной палаты, существует риск неполного выполнения этой части указов, поскольку в 2016 и в 2017 годах зарплаты медперсонала, учителей и научных сотрудников не дотягивали до целевых уровней. Глава Счетной палаты Татьяна Голикова ранее отмечала, что в проекте бюджета РФ на 2018-2020 годы предусмотрено беспрецедентное увеличение ассигнований на реализацию указов по сравнению с предыдущими годами — на 23,6% на 2018 год по сравнению с 2017 годом.
Задача по увеличению зарплат столкнулась с необходимостью увеличивать расходы бюджета, однако шок, который испытала экономика в 2014-2016 годах, и нацеленность Минфина на сведение бюджета без дефицита привели к увеличению нагрузки на регионы, поясняет Надоршин. Из-за роста социальных расходов многие регионы были вынуждены резать инвестиционные траты, лишь бы только исполнять «майские указы».
«Даже здесь пока не были достигнуты ориентиры просто потому, что многие распорядители бюджетных средств оказались не готовы потратить нужное количество денег. То есть государство выбрало стратегию, при которой даже реализация указов, связанная просто с наращиванием расходов бюджетной системы, почти невозможна в полном объеме, потому что просто на это не готовы тратить», — отметил эксперт.
Шансы выполнить указы есть
Однако представители правительства продолжают настаивать на том, что указы будут выполнены. Так, министр финансов Антон Силуанов, выступая в Госдуме, заверил, что работа над достижением целей указов будет продолжена. «Мы и дальше должны будем концентрироваться на реализации тех задач, которые были поставлены в указах, они никуда не делись. И повышение производительности труда, и за счет этого повышение зарплаты, я считаю, что в этой парадигме и нужно дальше рассматривать решение этих задач», — сказал министр.
Проект бюджета РФ на 2018-2020 годы предусматривает выделение 2,2 трлн рублей на исполнение «майских указов». В частности, на проведение государством долгосрочной экономической политики предполагается за три года направить почти 266 млрд рублей, а на выполнение социальных обязательств — 791,2 млрд рублей.
По словам главы Минтруда РФ Максима Топилина, в бюджете на следующую трехлетку будет выделено более 500 млн рублей на реализацию приоритетного проекта по повышению производительности труда в шести пилотных регионах. В дальнейшем при увеличении числа регионов, участвующих в программе, будут проводиться соответствующие корректировки бюджета.
Однако часть экспертов скептически смотрит на попытки правительства подстегнуть достижение целевых показателей. Возможно, средства на эти меры и найдутся, но при этом придется пожертвовать качеством.
«Например, можно сейчас ускоренно форсировать государственные инвестиции, это, конечно, повысит уровень инвестиций в ВВП, но понятно, что это не то качество инвестиций, которое хотелось бы. С заработной платой, я думаю, что это будут издержки федерального бюджета. То есть самый простой аспект — это обязательства президента, и с большой вероятностью федеральный бюджет должен будет взять на себя обязательства. Когда Минфин рапортует о сценариях исполнения бюджета, это все очень зависит от ситуации с исполнением указов. Та ситуация, которая сейчас вскрылась, она говорит о том, что у нас бюджет в достаточно уязвимом состоянии. Это проблема координации», — считает Наталия Орлова из Альфа-банка.
С другой стороны, главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин считает, что цели, подобные «майским указам», нужны стране для более успешного долгосрочного развития. «Есть какие-то вещи, например, меры по повышению производительности труда, — МЭР с новым министром Орешкиным над ними работает более активно, чем раньше. Политика Минфина, ЦБ и МЭР направлена на стимулирование инвестиционной деятельности в стране. Другое дело, что относительно 2011-2012 годов реальность изменилась: и санкции, и другие цены на нефть. Думаю, что такие задачи ставить разумно и, может, сейчас как раз в это время мы увидим более активные шаги по инвестициям, по производительности труда по сравнению с тем, что принималось ранее», — полагает Кузьмин.
Doing Business
В 2012 году Россия находилась на 120-м месте в рейтинге Doing Business. В этом году РФ поднялась до 35-го места. Совокупная оценка условий бизнеса состоит из 10 показателей: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов и разрешение неплатежеспособности.
По словам Лисоволика, за последние годы Россия серьезно продвинулась в рейтинге, преодолев почти 100 ступеней вверх. «При этом многие задаются вопросом, насколько это продвижение отразилось в улучшении ситуации с точки зрения инвестиционного климата в РФ. С одной стороны, можно говорить о возобновлении экономического роста, которое характеризуется тем, что инвестиции у нас являются одним из драйверов этого роста, но насколько этот рост жизнеспособен, остается вопросом. Кроме того, у нас есть ряд успешных историй в регионах и улучшение инвестклимата на региональном уровне, но в целом насколько это масштабно по стране, пока остается открытым вопросом», — отмечает Лисоволик.
По мнению члена Общественной палаты РФ Артема Кирьянова, в рейтинге Всемирного банка в последние несколько лет «прослеживается тенденциозность». «Странно, что с 2014 года в разделе «Уплата налогов» ничего не меняется. Посмотрите, например, на показатель времени на подготовку и подачу налоговых деклараций, он остается неизменным и равен 168 часам. Уже 4 года. Как такое может быть? Практики согласятся, что повсеместно используемые современные программы ведения бухгалтерского учета автоматизировали процесс подготовки и подачи налоговых деклараций, и сегодня эта операция вообще не занимает времени. Любой может это проверить, но не видно, чтобы Всемирный банк хотел это увидеть», — сказал Кирьянов.
Орешкин в свою очередь подчеркнул, что место в рейтинге важно для России, но не является конечной целью для правительства. Однако цель войти в топ-20 рейтинга в следующем году сохраняется, и реализация реформ продолжится. «Цель правительства по улучшению инвестиционного климата находится в приоритете. Мы должны дальше двигаться по пути упрощения условий ведения бизнеса и снижения издержек на ведение бизнеса для малых и средних предприятий. Цель — это, конечно же, не позиция в рейтинге, цель — это рост инвестиционной активности со стороны малых и средних предприятий, это рост по всем регионам в целом по стране», — пояснил он.
Министр подчеркнул, что в будущем году необходимо будет сконцентрироваться на четырех направлениях. Во-первых, это продолжение внедрения лучших практик по инвестиционному климату, по условию ведения бизнеса в российских регионах. Во-вторых, применение цифровых технологий при проведении процедур, в том числе и в сфере разрешения на строительство. В-третьих, необходима реформа контроля и надзора. В-четвертых, необходимо создавать комфортную среду для развития человека.
Мировая планка роста
Новой экономической целью, которую обозначил в 2017 году Путин, является доведение темпов роста российского ВВП до мирового уровня к 2020 году. Сейчас в рамках базового варианта макропрогноза на 2018-2020 годы, являющегося основой для проекта бюджета, ожидается постепенное увеличение темпов роста российской экономики с 2,1% в 2018 году до 2,2% в 2019 году и до 2,3% в 2020 году. При этом, как отмечает Счетная палата, прогнозируемые темпы роста в 2019 году ниже темпов роста мировой экономики, по оценке Всемирного банка (2,9%) и по оценке Минэкономразвития (2,9%).
В условиях внешнего фона, который сейчас складывается, вопрос потенциального роста выглядит очень неоднозначно, считает Лисоволик. Оценки роста разнятся очень значительно, указывает эксперт. Некоторые экономисты, по словам Лисоволика, говорят о том, что возможен кризисный вариант развития в ближайшие годы в условиях высокого долга, в условиях надувания пузырей на финансовых рынках.
Другие же говорят о том, что, наоборот, сейчас царит оптимизм и мировая экономика выходит из периода замедления и ускоряется. «Здесь есть противоречия, я думаю, их необходимо нам преодолеть за счет серьезного наращивания внутренних импульсов роста. Одним из таких импульсов может стать запуск новой программы развития, который сейчас обсуждается, с прицелом на улучшение инвестиционного климата и усиления инвестиций как ключевого драйвера экономического роста. И, я думаю, что даже несмотря на то, что большинство экономистов сейчас оценивают потенциальный рост России на уровне меньше 2%, есть перспектива того, чтобы Россия росла в течение следующих нескольких лет на уровне мировой экономики и даже выше», — сказал экономист.
По его мнению, рост ВВП РФ может ускориться до 3,5-4% к 2020 году при реализации импульсов от внедрения цифровой экономики и мер по повышению производительности труда, которые могут дать серьезную отдачу.
Несмотря на много раз повторенные «мантры» о необходимости диверсификации экономики и внедрения новейших технологий, эксперты все равно видят основным фактором ее роста позитивную динамику цен на нефть. Признают этот факт и сами власти. Так, Минэкономразвития в сценарии «базовый+» макроэкономического прогноза не исключает, что цены на нефть будут восстанавливаться быстрее, чем по базовому сценарию, соответственно будет более быстрый рост ВВП.