Эту точку зрения пытались внушить журналистам представители Центробанка на прошедшей вчера пресс-конференции, посвященной состоянию отечественной банковской системы. Чиновники признают наличие проблем лишь у отдельных банков.
«Системных угроз для банковской системы РФ от турбулентности на финансовых рынках нет», – заявил директор департамента банковского регулирования и надзора Центробанка Алексей Симановский. Свою уверенность он дополнительно обосновал тем фактом, что лишь небольшая часть банков владеет большими пакетами ценных бумаг, которые составляют «в основном небольшие, умеренные величины». Симановский также выразил надежду, что «в обозримой перспективе турбулентность на биржах дол-жна понизиться».
Его поддержал директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ Михаил Сухов. По словам Сухова, несмотря на обострение страновых рисков и усугубление проблем на мировых финансовых рынках, иностранный бизнес не бежит из России. По данным ЦБ, на 1 июля уже 70 российских банков на 100% контролировались иностранцами, а в 26 банках доля иностранного капитала составляла от 50 до 100%. Общая доля нерезидентов в капитале российской банковской системы достигла по состоянию на конец первого полугодия 26,8%. Ранее ЦБ планировал, что к концу этого – началу следующего года доля иностранного капитала в российской банковской системе достигнет 30%. Михаил Сухов не смог подтвердить, что достижение этого показателя произойдет в рассчитанные ЦБ сроки, однако заверил, что повышение доли иностранного капитала по прежнему «идет к 30%».
Иностранный бизнес не реагирует паническим образом на негативные события августа, и по опыту мы знаем, что иностранные инвесторы действуют гораздо более рационально, чем отдельные политики, и подходят к оценкам введения бизнеса более взвешено, не совершая резких движений», – пояснил Сухов, добавив, что другое дело – краткосрочные инвесторы, которые ведут себя по-другому, реагируя на малейшие изменения и признавая тот факт, что из-за событий в Грузии некоторые инвесторы на время заморозили свои проекты с российскими коллегами.
При этом, по словам Сухова, за последнее время никто из иностранцев не отозвал свои заявки на работу в РФ. Он пообещал, что до конца этого или в начале следующего года лицензии на осуществление банковской деятельности получат еще две уважаемые и известные иностранные кредитные организации, а еще две российские кредитные организации будут приобретены двумя иностранными банками. Правда, в данных случаях речь идет о завершении процедур допуска по тем структурам, которые хотели работать в России еще до войны в Грузии, однако, как считает Сухов, отсутствие новых инициатив со стороны иностранного капитала объясняется тем, что на Западе период августовских отпусков еще сильнее воздействует на деловую активность, чем в России.
Симановский опроверг ожидания резкого обострения этой осенью положения с ликвидностью в банковской системе в связи с ухудшением возможностей российских банков для перекредитования за рубежом. Он сообщил, что общая задолженность российских банков иностранному капиталу составляла на 1 августа 186 млрд. долл. По словам чиновника ЦБ, ситуацию, при которой российским банкам придется одномоментно возвращать эти средства, нельзя представить даже гипотетически, так как речь идет в основном о долгосрочных кредитах. Кроме того, «трудно себе представить» ситуацию, при которой иностранные банки не будут снабжать средствами свои дочерние структуры в России. По оценкам Симановского, российским банкам может одномоментно потребоваться не более 10–20 млрд. долл. на выплату займов, но эта цифра «явно не критична для банковской системы». Впрочем, по словам Симановского, «ситуация сейчас для банков несколько хуже, чем год назад», но у них было достаточно времени, чтобы изменить бизнес-планы и скорректировать риски. «Три триллиона рублей – это та цифра, о которой говорит ЦБ, когда заявляет о своих потенциальных возможностях дать деньги под разрыв ликвидности», – сообщил чиновник ЦБ.
По мнению аналитика ИК «Финам» Владимира Сергиевского, системных угроз для российской банковской системы действительно пока не видно, а в краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы лишь у небольших и средних банков.
Между тем председатель Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков считает, что фундаментальные перспективы развития банковской системы остаются под вопросом. Согласно разработанной Минэкономразвития концепции долгосрочного развития России до 2020 года объемы ипотечного кредитования к концу этого периода должны возрасти в 30 раз. Однако, как отмечает Аксаков, по консервативному прогнозу банковского сообщества, масштабы отечественной банковской системы могут к этому времени вырасти не более чем шестикратно. Это значит, что ипотечное кредитование или не получит должного развития, или будет полностью отдано на откуп зарубежным банкам.