Федеральная резервная система США разрешила финансовым организациям Morgan Stanley и Goldman Sachs изменить юридический статус с независимых инвестиционных банков на банковские холдинги. Эта конвертация позволит им остаться на финансовом рынке за счет привлечения средств от новых видов услуг, однако положит конец существованию «большой пятерки» и «эры Уолл-стрит».
Дело давнее
Эра инвестиционных банков в США началась 75 лет назад, когда Конгресс провел юридическое разделение финансовых организаций на коммерческие и инвестиционные. Изначально инвестиционные банки занимались торговлей ценными бумагами за фиксированную комиссию, которая приносила им достаточно высокий доход. В 1975 году финансовые регуляторы США фиксированную комиссию отменили, что в условиях конкуренции привело к снижению прибыльности брокерской деятельности инвестиционных банков.
Чтобы сохранить доходы на высоком уровне, они вынуждены были повысить степень риска, который брали на себя. В частности, финансовые организации занялись управлением собственным и заемным капиталом. Из-за этого, например, обанкротившийся Lehman Brothers задолжал ипотечному гиганту Freddie Mac более 400 миллиардов долларов, которые тот передал ему в управление.
Кроме того, инвестбанки начали создавать отделы, занимавшиеся торговлей ценными бумагами за счет собственных средств, а также расширили эмиссию и торговлю сложными финансовыми инструментами, включая ипотечные облигации. Эти нововведения сделали банки зависимыми от движения фондовых рынков. Снижение учетных ставок после кризиса 2001 года послужило причиной активности на рынках недвижимости и ипотеки, и фактически заложило основу американского ипотечного кризиса.
Прощай, «пятерка»!
Стараниями финансового кризиса с начала 2008 года многие банки понесли серьезные убытки, связанные со списаниями ипотечных активов и недостаточным уровнем ликвидности. В США с начала года обанкротились уже более 20 финансовых организаций. Чтобы остаться на плаву и хоть как-то продолжать свою деятельность, американские банки стали продавать активы как на территории США, так и за пределами страны. Например, Citigroup продал немецкое подразделение Citibank Privatkunden за 4,9 миллиарда долларов.
Кризис начал изменять внешний облик банковской системы и, набрав темпы к середине сентября этого года, отправил в прошлое американскую «большую пятерку с Уолл-стрит». В «пятерку» входили инвестиционные банки Bear Stearns, Lehman Brothers, Merrill Lynch, Morgan Stanley и Goldman Sachs. В течение многих лет эти организации получали прибыли, выполняя брокерские операции на бирже как для частных клиентов, так и для крупных компаний. При этом контроль над ними могла осуществлять только Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC).
Первым из «пятерки» выпал инвестбанк Bear Stearns, который к началу 2008 года накопил столько долгов, что не смог по ним расплатиться, и в марте этого года был куплен JPMorgan Chase по бросовой цене в 1,4 миллиарда долларов. Для сравнения, в начале прошлого года его капитализация составляла 25 миллиардов долларов. «Большая пятерка» превратилась в «большую четверку» и в таком виде просуществовала до сентября этого года.
15 сентября банк Lehman Brothers обратился в суд с заявлением о банкротстве и просьбой о защите от кредиторов. Объем долгов финансовой организации составил 613 миллиардов долларов, однако по некоторым оценкам общая задолженность организации может составлять от 700 до 800 миллиардов долларов. Под процедуру банкротства подпала только холдинговая компания, в то время как «дочки» продолжат работать в прежнем режиме. После банкротства банка в американском финансовом сленге появился термин — lehman-ized (повторивший судьбу Lehman Brothers).
С начала сентября Lehman Brothers пытался найти покупателя на 50 процентов своих акций, а также портфель недвижимости и подразделение по управлению активами. Интерес проявили несколько организаций: от американского Bank of America до китайской брокерской фирмы Citic Securities и корейского Korea Development Bank. Тем не менее, все они от сделки отказались, сославшись кто на большие долги Lehman Brothers, а кто на переоцененность его активов.
15 сентября Bank of America, второй по величине банк США, объявил о покупке инвестиционного Merrill Lynch за 50 миллиардов долларов — 70 процентов от рыночной стоимости инвестиционной организации. Как ожидается, сделка закроется в первом квартале 2009 года, и, в результате будет образована крупнейшая на мировом финансовом рынке кредитная организация. Общие активы под ее управлением превысят три триллиона долларов.
Смена статуса, смена наблюдателей
Итак, к середине сентября из «большой пятерки» остались только двое. Опасаясь банкротства, Morgan Stanley, чья капитализация за последний год снизилась более чем на 65 процентов, 18 сентября приступил к поиску покупателей. Предварительные переговоры о продаже части ценных бумаг были начаты с четвертой по величине банковской группой в США Wachovia. Подробности возможной сделки не сообщались. Одновременно Morgan Stanley проводил переговоры и с китайской CITIC Securities. На следующий день покупкой американского инвестиционного банка заинтересовалась китайская инвестиционная госкомпания China Investment Corp.
Участники рынка ожидали также, что другой банк из бывшей «большой пятерки» — Goldman Sachs, также начнет подыскивать покупателя на свои активы. Руководство же самой организации утверждало, что ее финансовые дела не так уж плохи и поиск инвестора не является жизненной необходимостью. За год капитализация Goldman Sachs снизилась на 40 процентов.
Однако 21 сентября этого года последние из могикан Уолл-стрит изменили юридический статус с независимых инвестиционных банков на банковские холдинги. Соответствующий документ подписала Федеральная резервная система США (ФРС). После этого необходимость подыскивать покупателей исчезла.
Перепрофилирование принесет Morgan Stanley и Goldman Sachs немало бонусов, однако и отнимет часть свобод. В частности, инвестбанки получат доступ к экстренным кредитам ФРС на постоянной основе. В статусе инвестиционных банков Morgan Stanley и Goldman Sachs могли рассчитывать лишь на временный доступ к чрезвычайной программе кредитования.
Кроме того, смена юридического статуса позволит инвестиционным банкам создать коммерческие подразделения, которые будут управлять счетами клиентов. За счет этого вида банковских услуг Morgan Stanley и Goldman Sachs смогут получить стабильный источник финансирования. Раньше банки могли получать доход только от инвестиционной и брокерской деятельности.
Статус банковского холдинга также даст возможность Morgan Stanley и Goldman Sachs упростить процедуры слияния с более крупными финансовыми организациями и поглощения меньших банков. Кроме того, у инвестбанков исчезнет необходимость проводить переоценку активов с учетом текущей рыночной стоимости ценных бумаг. Теперь Morgan Stanley и Goldman Sachs смогут относить некоторые активы к «резервам для инвестирования».
К минусам спасительного разрешения ФРС на перепрофилирование следует отнести то, что теперь следить за их действиями сможет еще и ФРС. С уставами Morgan Stanley и Goldman Sachs будет работать Контролер денежного обращения ФРС США, а за банковскими вкладами станет следить Федеральная корпорация страхования депозитов (FDIC).
Таким образом вся «большая пятерка» инвестиционных банков канула в Лету. На этом «эра Уолл-стрит», как ее назвали американские СМИ, закончилась.