Аналитики только недавно ликовали — пик кризиса завершен. Однако сегодня складывается ощущение, что он пошел на второй круг. Что происходит? И правда ли что спасательные финансовые вливания государства в экономику лягут тяжким бременем на плечи налогоплательщиков?
— Финансовый кризис в США начался в конце 2006 г. с падения цен на жилье и массового невозврата ипотечных кредитов. Так как ипотечные кредиты широко распространены в американском финансовом секторе, то многие компании потерпели огромные убытки, некоторые из них разорились. Пик банкротств и убытков пришелся на конец 2007 г. — начало 2008 г. Летом этого года казалось, что кризис уже позади. Однако финансовые проблемы ипотечных агентств Freddie Mac и Fannie Mae, которые занимаются скупкой ипотечных кредитов у первичных кредиторов, вынудили правительство США взять их под свой контроль. Взамен правительство предоставило кредит общим размером $200 млрд. Таким образом, российские резервы, размещенные в облигациях Freddie Mac и Fannie Mae, стали напрямую гарантированы правительством США.
Этот шаг вызвал сильный оптимизм — эксперты посчитали, что выделенных средств будет достаточно для восстановления компаний, а их восстановление приведет к росту цен на недвижимость и, соответственно, к завершению кризиса. Однако через неделю стало ясно, что кризис еще не побежден — один из крупнейших банков США Lehman Brothers неожиданно объявил о своем банкротстве. Вслед за этим самая большая страховая компания мира AIG (American International Group) сообщила о своем крайне неустойчивом финансовом положении. Lehman Brothers не дождался государственной поддержки, но в отношении AIG были приняты меры, аналогичные плану спасения Freddie Mac и Fannie Mae — правительство обменяло двухгодовой кредит в размере $80 млрд. на 80% акций компании.
После вышеописанных событий власти США решили, что финансовый сектор находится в крайне тяжелом положении и пора принять энергичные меры по его спасению. Министр финансов Генри Полсон предложил создать специальный фонд, который занялся бы выкупом безнадежных долгов у банков. Размер фонда был определен Полсоном в размере $700 млрд., которые должны быть выделены из государственного бюджета. Однако план Полсона должен был еще пройти утверждение в Конгрессе. Против самого фонда никто не возражал, а его размер вызвал среди конгрессменов бурную дискуссию. Конгресс, традиционно следящий за госрасходами, посчитал, что тратить такие деньги на выкуп банковских долгов (в которых виноваты сами же банки) неразумно.
Скорее всего, размер фонда будет согласован на следующей неделе и вскоре начнет свою работу. Деятельность фонда приведет к оживлению финансового сектора, но побочный эффект будет весьма значителен — сильное ускорение инфляции и новое падение доллара, на котором будут висеть дополнительные бюджетные расходы.
В России существуют похожие проблемы. Недостаток свободных средств в финансовом секторе Минфин попытался преодолеть размещением в банках дополнительных средств — в целом российские банки получат около 1,8 трлн. рублей. Эти меры также вызовут ускорение инфляции, однако падение рубля не ожидается — бюджетные средства будут выделены не на заведомо убыточную скупку безнадежных долгов, а на размещения на банковских депозитах, что даже принесет небольшую прибыль. Российским налогоплательщикам, в отличие от американских, опасаться не стоит — новых долгов бюджету меры Минфина не создадут.