Горькая правда, какой бы она ни была, всегда намного лучше, чем самая сладкая ложь. Перед лицом надвигающегося мирового экономического кризиса эта фраза с каждым днем приобретает все большую актуальность. Но, увы, не для всех. Жаркие словесные баталии между Юлией Владимировной и Виктором Андреевичем совсем не оставляют им времени, чтобы заняться тем, чем и положено заниматься президенту и премьер-министру — реальным делом.
Им сегодня, по большому счету, не до этого: выборы (если им суждено состояться) отвлекают политиков заглавного калибра от решения экономических задач национального масштаба. А резонансные обращения к народу с голубых экранов — это виртуальная шахматная партия между Ющенко и Тимошенко, в которой каждый неосторожный шаг может привести к мату. В том числе — и на вербальном уровне.
На фоне полыхающего костра скандала между Тимошенко и Ющенко экономические показатели Украины тают, как снег в марте, — буквально на глазах. Первые не очень ласковые объятия мирового финансово-экономического кризиса уже почувствовал на себе практически каждый гражданин нашего государства. Богатые тоже плачут. И, поверьте, для этого есть основания: им, в отличие от рядовых граждан, есть что терять.
Экономические пробуксовки Украины происходят именно тогда, когда государ­ство оказалось неспособным реализовать неотложные меры, благодаря которым (хотя бы частично) можно было бы нейтрализовать разрушительное влияние мирового финансового кризиса на отечественную экономику.
Маршалам и генерала украинской экономики не только не хватает времени, чтобы тушить пожар кризиса. Им не хватает ума, чтобы сесть за стол переговоров и, отбросив на второй план личные амбиции, начать разработку совместного плана по преодолению кризиса.
Народ постепенно делает выводы: спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Ведь и правда — дело труба… По-другому и не скажешь. А чтобы ответить на вопрос, почему это именно так, не поленитесь сходить в банк и попробуйте снять с собственного депозита честно заработанные деньги. Можно предположить, каким по счету в очереди вы окажетесь.
И вот что примечательно в сложившейся ситуации: оказывается, план, благодаря которому, возможно, удастся свести к минимуму потери государства и рядовых граждан от последствий мирового финансово-экономического кризиса, существует. Но разработали его не на Банковой или Грушевского. Он родился в других умных головах.
Но чтобы его реализовать, и президенту, и премьеру, и руководству Национального банка нужно (как минимум) выслушать мнения известных в Украине людей, которые знают, как функционируют законы реальной экономики не понаслышке.
Игорь Митюков, бывший министр финансов Украины, экономист:
— Чтобы хоть как-то минимизировать последствия надвигающегося кризиса, правительство должно принять новую бюджетную концепцию. Вместе с парламентом Кабмин должен принять бездефицитный бюджет — для того, чтобы не надеяться на внешние финансовые поступления. Ведь их не будет! И мы об этом прекрасно знаем.
А Национальный банк больше не должен думать о фиксированном курсе гривни, дать возможность нашей денежной единице колебаться в соответствии со спросом и предложением. Очень важно также сохранять собственные валютные резервы, а не тратить их на неэффективную поддержку гривни.
Национальный банк отменил свое предыдущее решение по ограничению кредитования. Это правильное решение. И я думаю, что на сегодняшний день учетная ставка Нацбанка не должна ориентироваться на уровень инфляции, как это делают центральные банки большинства государств. Учетная ставка Национального банка Украины должна предоставлять более легкий доступ к рефинансированию коммерческим банкам. Это необходимо для того, чтобы коммерческие банки начали поддерживать экономику Украины в новых внешних условиях.
Мы должны очень серьезно проанализировать состояние внешних рынков. Уже сейчас становится очевидным, что на многих товарных рынках (исключая, разве что, рынок аграрный) существенно меняется ситуация.
Именно поэтому — внимание к нашим главным экспортерам. Именно поэтому — внимание к серьезному регулированию в сфере импорта. Это даст экономике Украины возможность, во-первых, обеспечить определенный уровень производства и, во-вторых, контролируя импорт, обеспечить постепенное выравнивание торгового баланса.
Сергей Глазьев, директор Национального института развития, академик Российской академии наук, бывший министр внешних экономических связей РФ:
— Экономики Украины и России сильно связаны. И сегодня мы переживаем сходные трудности в условиях финансового кризиса.
Главная проблема заключается в том, что этот финансовый кризис имеет все возможности перерасти в глубокую экономическую депрессию. Это может произойти, если своевременно не будут приняты меры по предотвращению кризиса.
В России соответствующий пакет мер сейчас обсуждается и частично уже принят.
В Украине, как мне представляется, ситуация более сложная. Она связана с тем, что у вас нет такого объема валютных резервов, как в России. У вашего государства — очень напряженный платежный баланс, огромный дефицит торгового баланса.
Все этого говорит о том, что руководство Украины с антикризисными мерами опоздало. И сейчас из кризиса Украине придется выходить, жертвуя либо макроэкономической стабильностью, либо динамикой производства.
Очень важно эти жертвы минимизировать и постепенно выйти на траекторию роста. Но для этого нужно добиться сбалансированности украинской экономики.
Несмотря на то, что российская экономическая ситуация во многом схожа с украинской, тем не менее, есть принципиальные отличия.
В России мы имеем положительный торговый баланс — и это главная подушка, которая сегодня позволяет преодолевать кризис. В Украине торговый баланс — сильно отрицательный.
Курс валюты в России занижен, в Украине — завышен по сравнению с рыночным равновесием. Валютные резервы в России — большие, они позволяют полностью заместить иностранные кредиты, которые российские банки набрали вместе с корпорациями. У Украины такой возможности нет.
Но, в то же время, если бы мы предположили на секунду, что Украина и Россия находятся в едином экономическом пространстве, о котором говорили еще несколько лет назад, то ситуация для вашего государства выглядела бы более сбалансированной.
При этом условии мы смогли бы добиться сбалансированности торгового баланса, мы добились бы большей стабильности в обеспечении национальных валют. И, конечно, были бы возможности для совместного экономического роста.
Но Украина сделала свой выбор. И поэтому грядущие экономические катаклизмы ей придется переживать в одиночку.
Сергей Тигипко, бывший вице-премьер-министр Украины, банкир:
— Мне кажется, что в Украине экспертов по данной экономической ситуации практически нет. Потому что приближающийся кризис ни на что не похож. Те, кто помнит кризис 1998 года, наверное, скоро поймут: то, что нас ожидает в ближайшем обозримом будущем — намного сложнее, чем мы можем себе представить.
Мне кажется, что реакция власти в целом на этот кризис абсолютно неадекватна. Украинские политики, по моему мнению, не понимают всей глубины проблемы. Они живут в каком-то обособленном мире. Но эта проблема «накатывает», и здесь власти надо очень быстро делать определенные выводы и перестраиваться. Иначе все это приведет к очень большим потерям в стране.
Из кризиса всегда выходят те, кто быстро двигается. Кто быстрее двигается — тот и выигрывает. Кто «замерзает», кто думает много — тот оказывается в проигрыше.
Нужны действия. Действия по стабилизации ситуации в Украине пока начинал лишь Нацбанк. Его действия, в целом, я оцениваю очень позитивно.
Очень важный момент: правительству нельзя забывать ни на минуту о формировании бюджета на следующий год. Здесь, по моему мнению, необходимо заморозить все социальные выплаты, лучше сократить их, где только можно. Сейчас — не время бюджетного популизма.
Я считаю, что бюджет-2009 должен быть бюджетом роста, бюджетом инвестиций.
Но очень важно финансировать «длинные цепочки». Очень важно закупить как можно больше жилья — к примеру, для военных. Очень важно поддержать закупки таких компаний как «Укрзалізниця». Закупать не напрямую металл, а через вагоны, финансировать строительство новых дорог, мостов, развивать инфраструктуру.
Все это запускает «длинные цепочки» — машиностроение, сферу промышленного и жилищного строительства. А именно эти сферы являются самыми важными мультипликаторами экономического роста.
Государство должно не на словах, а на деле помогать инвесторам и бизнесменам. Нам нужно искать эффективного собственника.
Необходимо снизить количество и объемы налогов. Так Украине удастся стимулировать производителей. Крайне важно наконец-то решить вопрос с приватизацией земли. Инвестиции в землю — это спокойные инвестиции. И для покупки украинской земли деньги найдутся у многих инвесторов.
Нам необходимо быстро понять масштабы и социальные последствия проблемы, которая надвигается. И оперативно выработать план, который будет состоять не из пяти-десяти пунктов, а из пятисот-семисот пунктов. Над разработкой антикризисного плана надо работать всем миром, а не группой из пяти-шести человек.
Сергей Тарута, председатель совета директоров «Индустриального союза Донбасса»:
— К сожалению, руководители Украины до сих пор даже не дошли до уровня ощущения реальной проблемы, которая приближается к нашей стране извне. Ни на уровне администрации Президента, ни на уровне правительства никакой реакции на эту проблему не видно и не слышно. Слава Богу, Нацбанк Украины начал реагировать на те реальные угрозы, которые в ближайшее время придут в Украину.
Нам необходимо спасать финансовую систему и экономику государства — это первый шаг. Второй шаг — необходимо как можно оперативнее разработать комплексный пакет мер, который позволил бы минимизировать последствия надвигающегося на государство глобального экономического кризиса.
Эта задача вполне выполнима. Но ее можно осуществить, если все ветви власти консолидируют совместные усилия.
У меня складывается впечатление: руководители государства вообще не представляют, что сегодня происходит в регионах на самом деле. Многие из них, наверное, не проинформированы, что сегодня происходит, к примеру, в Мариуполе. У города колоссальные проблемы, потому что металлургический комплекс не работает. Такое было только во время Великой Отечественной войны.
Сегодня уже остановлены (а этого не было ни за время советской власти, ни за годы независимости Украины) два коксохимических агрегата. Они практически уже не возобновляемы. То же происходит и в других городах юга Украины.
К сожалению, в условиях снижения общей ликвидности украинской продукции, в условиях остановки всех инвестиционных и производственных проектов, ожидать какого-то быстрого преодоления кризиса нельзя.
Безусловно, мы имеем затянувшийся, достаточно сложный и, наверное, длительный цикл проблем, с которыми будет сталкиваться, в том числе, и горнометаллургический комплекс Украины.
Поэтому без реального вмешательства в экономическую ситуацию со стороны власти ничего исправить невозможно. А это реагирование должно осуществляться исключительно через пакет законов. Его нужно провести через парламент. Другого сценария в нашей стране нет.
Если мы хотим хоть как-то спасти отечественное производство и банковскую систему, крайне важно действовать сообща. Коллективная задача для всех нас — сконцентрировать усилия и заставить власть работать. Причем антикризисные мероприятия необходимо запустить в течение десяти дней. Если мы этого не сделаем, то будет поздно.
Увы, ни руководители государства, ни политические лидеры Украины до сих пор так и не поняли: кризис, который стучится в наши общие двери, затрагивает не только какие-то конкретные предприятия, не только какие-то конкретные области нашего государства. Этот кризис затрагивает благополучие каждого конкретного человека, живущего в нашей стране.