Дело ясное – что дело темное. После того как в прошлую пятницу Верховная Рада отказалась поддержать положение, предложенное в президентском антикризисном законопроекте, о переносе срока вывода минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума с 1 января 2009 года на 1 января 2011 года (за исключением этой нормы во время второго чтения законопроекта проголосовали 240 нардепов), кредит МВФ для Украины оказался в подвешенном состоянии. Напомним, норма о переносе сроков вывода минимальной зарплаты на уровень прожиточного минимума содержалась в Меморандуме об экономической и финансовой политике правительства и Нацбанка Украины, который был согласован в середине прошлого месяца с Международным валютным фондом.
К сожалению, все нюансы договоренностей с фондом до сих пор так и не озвучены ни украинской властью, ни представителями МВФ, что наводит на грустные размышления. Широкой общественности известно лишь, что, помимо обязательства два года не повышать социальные стандарты, Украина также должна будет начать продажу земель сельскохозяйственного назначения, увеличить (до мировой) стоимость газа для населения, снизить налоги и уменьшить поддержку Нацбанком гривны, введя режим «гибкого обменного курса», который якобы станет «буфером» защищающим украинскую экономику от внешних воздействий и позволит контролировать инфляционные процессы. Ни о сроках выделения траншей, ни об их размерах, ни о процентной ставке (поговаривают, что она будет в пределах 3,7-4%), ни о сроках погашения кредита, официальной информации пока нет. Единственное, что стало известно на прошлой неделе — так это сумма кредита, которая, в случае если МВФ все же выделит средства, составит 16,5 млрд. долларов (половина всех золотовалютных запасов страны на сегодняшний день).
«Заграница нам поможет» или «благими намерениями – вымощена дорога в Ад»? Над этим вопросом ломают головы украинские эксперты, анализируя все «плюсы» и «минусы» возможного предоставления стране кредита МВФ. Противники очередных внешних заимствований рисуют апокалипсические картинки того времени, когда стране придется рассчитываться за многомиллиардный кредит. Сторонники получения валютных траншей не менее ответственно заявляют, что без этих денег апокалипсис «по-украински» наступит уже со дня на день.
Аргументов у обеих сторон более чем достаточно, поэтому приведем лишь некоторые из них. Итак, скептически настроенная часть экспертов утверждает, что деньги МВФ направляются в Украину едва ли не с единственной целью – помочь зазевавшимся иностранным инвесторам благополучно вывести свои капиталы с «украинских черноземов». Мол, МВФ требует от украинской власти тратить их деньги на продажу валюты нерезидентам, которые хотят выйти из Украины. В пользу этого утверждения говорит хотя бы то, с какой оперативностью делегация европейского департамента МВФ начала экстренные переговоры с Украиной (напомним, диалог начался 16 октября, буквально через пару дней после дискриминационного решения НБУ в отношении депозитов в украинских комбанках). Весьма показателен и тот факт, что, сразу после начала переговоров между Украиной и МВФ, 17, 20 и 21 октября ведущие рейтинговые агентства S&P, Fitch и Moody's, словно сговорившись, поочередно снизили прогнозы и рейтинги страны, дав однозначный сигнал инвесторам об угрозах платежному балансу страны и рисках связанных с дальнейшей девальвацией гривны. К тому же, «железобетонным» аргументом скептиков является отсутствие информации о сроках погашения кредита. Кто-то из них заявляет о 2-3 годах, за которые украинская власть априори не справится с кризисом, кто-то, как например г-н Азаров, прогнозирует, что пик выплат по внешним долгам придется на 2013-й год и составит сумму, которая значительно превзойдет золотовалютные резервы страны.
В свою очередь, сторонники получения кредита настаивают на том, что деньги МВФ являются необычайно дешевым ресурсом, который к тому же дается далеко не всем. Посему — лучше получить эти средства сейчас, чтобы потом не стоять за ними в очереди. Аргументация проста – мол, в ближайшее время отечественным финансовым учреждениям и компаниям реального сектора предстоит направить существенные суммы на оплату по внешним заимствованиям, что, в условиях прогнозируемого снижения объемов украинского экспорта и оттока иностранных инвестиций из страны, без средств МВФ сделать проблематично. Так например, в НБУ уверены в том, что при помощи кредита МВФ можно будет показать кредиторам существование в стране надежного финансового механизма по обеспечению долговых обязательств. Кроме того, в Нацбанке уверены — без «донорской крови» страна в полной мере ощутит дефицит иностранной валюты, что, в свою очередь, вызовет панику и породит настоящий хаос на межбанковском рынке, в сравнении с которым курсовые колебания прошлой недели покажутся детской забавой. Ратующие за предоставление кредита также заявляют, что средства фонда стабилизируют ситуацию не только на валютном рынке, а и в секторах реальной экономики. И даже помогут проведению экстренной модернизации основных производств экспортно-ориентированных отраслей, что, в свою очередь, за каких-то пару лет даст возможность существенно поднять показатель ВВП и в разы уменьшить отрицательное сальдо в торговом балансе страны.