Дербанка финансовых резервов без обоснования нынче уже не в моде. Выделение средств должно быть со вкусом обставлено, украшено множеством важных документов, сопровождаться солидной пиар-компанией.
И еще должна быть интрига. Пусть небольшая, но завораживающая, подогревающая общественный интерес к работе правительства.
В полном соответствии с законами жанра в минувшую пятницу Россия получила второй план по устранению «негативных последствий мирового финансового кризиса», а проще говоря, «дорожную карту» по разбазариванию бюджета, окутанную туманным флером институциональных изменений.
ОБОГАЩАЙТЕСЬ!
Подзабытый бухаринский лозунг «Обогащайтесь, накапливайте, развивайте свое хозяйство!», в свое время взятый на вооружение Дэн Сяопином, в современной России получил новое звучание.
Если Бухарин с Дэн Сяопином обращались к крестьянству и остальным гражданам страны, то в нынешние российские времена призывы обогащаться адресуются к так называемым элитам, в очередной раз лицезреть которые нам довелось во время исполнения свежего Послания Президента.
С экономической частью президентской речи воду в ступе толочь не будем, о ней и так много сказано, отметим лишь приземленность российских экономических экспертов, анализирующих совпадение по времени выступления Президента и оглашения итогов выборов в США.
Может, это действительно было совпадением: переносили, переносили, да и перенесли с 23 октября на 5 ноября по чистой случайности. Может, это американцы решили назло поднимающейся с колен России рассказать о результатах выборов именно в этот день. Но гораздо более интересным выглядит разведение Послания с публикацией «Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики», появившегося на сайте правительства в минувшую пятницу, 7-го числа.
Данный документ для всех, кто интересуется российской экономикой и ее краткосрочным будущим, представляет существенно больший интерес, нежели пространные рассуждения спичрайтеров, вложенные в уста Президента. Интерес этот подогревался не столько тем, что презентация нового пакета антикризисных мер была отложена на неделю, сколько тем, что первый план, направленный на обогащение элиты финансового сектора посредством бюджетных вливаний и перераспределения банковских активов, был слишком прост и очевиден. Власть должна была учесть ошибки. И она это сделала.
ЗЕЛЬЕЗАВИСИМОСТЬ
Реализация плана «помощи» финансовому сектору, успешное выполнение которого мы будем праздновать в ближайшие дни, позволила сделать несколько невеселых выводов.
Во-первых, власть нашла заменитель синтетическому нефтегазовому наркотику, поступления которого в последние месяцы значительно сократились. В наши дни путинская организация получает удовольствие от наркотика, полученного на основе использования финансовых резервов, приход от которого не меньший, чем от сырьевой иглы.
Во-вторых, доза, необходимая для нормального состояния властного организма, растет на порядок быстрее по сравнению с нефтегазовым зельем. Если несколько лет назад счет шел на сотни миллионов долларов в год, то в наши дни только за два последних месяца было употреблено более $200 млрд.
В-третьих, ни псевдоэлиты, ни общество пока не осознали всю пагубность приобретенной в последние годы зельезависимости. Как наркоман во всех своих бедах винит невовремя съехавшего соседского барыгу, так и российский истеблишмент пеняет на тлетворный Запад, прежде всего, на США, переставших выдавать российским олигархам дешевые кредиты и поддерживать запредельные нефтяные котировки.
В-четвертых, государство напрочь перестало заботиться о своем внешнем виде. В предыдущие годы оно соблюдало хоть какие-то рамки приличия, ныне даже не утруждается засекретить сведения об остатках на счетах кредитных организаций в Банке России, красноречиво свидетельствующие, что деньги в банковской сфере не задерживаются.
В-пятых, финал зельезависимости все более очевиден – ресурсы скоро закончатся, и тогда вся страна погрузится в состояние жесточайшей ломки. Не за горами международное побирушничество, неадекватное сотрясание ржавыми кулачками и продажа самого ценного, что есть в доме, за дозу.
Проведем разницу между применением зелени для уменьшения кризисного шока и употреблением денежных знаков для получения нового кайфа (в последнем случае кризис в данном случае выступает не более чем повод). Как известно, американский план Полсона предполагает выделение $ 750 млрд. Из этих средств $250 млрд. будет потрачено для выкупа «проблемных» активов (первые $125 млрд. поделены между девятью крупнейшими банками США), еще $ 100 млрд. могут быть предоставлены Минфину с разрешения президента, а решение по оставшимся $350 млрд. будет принимать конгресс.
Теперь первый российский план «помощи», финансовые параметры которого обсуждались пару недель назад. Итак, банковский сектор уже получил или в ближайшее время получит 3763 млрд. рублей ($139,4 млрд.), фондовый рынок будет подкреплен 425 млрд. рублей ($15,7 млрд.), рефинансирование внешних долгов обойдется в 1350 млрд. рублей ($50,0 млрд.), а еще 60 млрд. рублей ($2,2 млрд.) получит АИЖК для поддержки ипотеки. Итого – 5598 млрд. рублей или $207,3 млрд.
Много это или мало? Смотря как сравнивать. Если в абсолютном выражении с американской помощью – то в 3,6 раза меньше. Если в относительном вприглядку к уровню развития экономики – то в 3 раза больше (ВВП США в прошлом году составил $13,84 трлн., ВВП России — $1,29 трлн.).
И еще одно интересное наблюдение. Вся помощь по первому плану шла через четыре так называемых «системообразующих» банка и через Банк развития (ВЭБ), ключевые посты в которых занимают надежные, проверенные люди. Ни в политическом, ни в финансовом, ни в организационном приближении товарищи несамостоятельны, в отличие, скажем, от руководства крупнейших частных банков. И пусть из пяти банков только три являются государственными (Сбербанк формально принадлежит Банку России, а Газпромбанк – и вовсе частная структура), степень доверия к их руководству наивысшая.
Точно такой же принцип будет применяться в процессе реализации второго плана, «Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики», к знакомству с которым мы и перейдем.
ВУАЛИЗАЦИЯ
Второй антикризисный план состоит из 55 мероприятий, охватывающих финансовую и банковскую системы, внутренний спрос, рынок труда, жилищное строительство, сельское хозяйство, автомобилестроение и сельскохозяйственное машиностроение, оборонно-промышленный комплекс, сырьевой, транспортный комплекс и малый бизнес.
Будем объективны и не станем огульно хаять правительственные меры, тем более, что некоторые из них действительно окажут положительное воздействие.
Приведем основные позитивные предложения.
Финансовая и банковская системы:
— совершенствование залоговых правоотношений в ходе дела о банкротстве, в том числе упрощение механизма обращения взыскания и реализации заложенного имущества за счет введения внесудебного порядка и введение безусловного погашения требований залоговых кредиторов;
— снятие ограничений, связанных с размером уставного капитала и стоимостью чистых активов хозяйственных обществ, в целях повышения возможностей по привлечению финансирования;
— разработка механизмов снижения рисков злоупотреблений со стороны собственников и руководителей организаций в преддверии банкротства и в ходе банкротства.
Поддержка внутреннего спроса:
— обеспечение приоритетности закупки отечественных товаров по государственным и муниципальным программам;
— регламентация процедур закупок товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями, в том числе установление преференций для поставщиков российских товаров;
— увеличение объемов субсидирования российских организаций-экспортеров промышленной продукции на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях для производства продукции на экспорт;
— уточнение ставок ввозных таможенных пошлин по широкому перечню товаров.
Поддержка рынка труда и социальная поддержка граждан:
— увеличение размера максимальной величины пособия по безработице;
— увеличение объемов финансирования мероприятий активной политики занятости населения с учетом ситуации на региональных рынках труда.
Жилищное строительство:
— увеличение объемов рефинансирования ипотечных кредитов по линии АИЖК.
Сельское хозяйство:
— сокращение тарифных квот на импорт птицы и свинины;
— субсидирование процентной ставки по инвестиционным и краткосрочным кредитам, привлекаемым организациями и предприятиями агропромышленного комплекса, в размере 100% ставки рефинансирования Банка России.
Автомобилестроение и сельскохозяйственное машиностроение:
— предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках и направленных на технологическое перевооружение.
Оборонно-промышленный комплекс:
— предоставление субсидий из федерального бюджета на погашение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2008 — 2009 годах, в том числе для пополнения оборотных средств.
Сырьевой комплекс:
— сокращение сроков мониторинга и периода, на который устанавливается вывозная таможенная пошлина на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, а также возможность ее корректировки.
Транспортный комплекс:
— обеспечение недискриминационного доступа топливных и авиационных компаний к объектам инфраструктуры топливо-заправочных комплексов в аэропортах;
— предоставление авиакомпаниям отсрочки уплаты таможенных платежей на срок до 6 месяцев в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним (в том числе двигатели) с освобождением от необходимости внесения обеспечения по их уплате.
Малый бизнес:
— увеличение средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства;
— разработка механизма рефинансирования портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями, за счет средств, выделяемых Российской Федерацией ВЭБу.
Эти меры способны вызвать у апологетов действующей власти приступ самопроизвольного семявосхищения. Вот она, мудрость и глубина духовных прародителей и материальных кормильцев.
Однако позыв окажется ложным, если проанализировать организационную технологию реализации мероприятий.
Как уже говорилось, второй правительственный план содержит перечень из 55 мероприятий. Если вновь обратиться к первоисточнику, то можно подсчитать, что выполнение плана потребует согласованного принятия 28 федеральных законов, 20 постановлений и 2 распоряжений правительства, а также 17 нормативных актов министерств, служб, Банка России и госкорпораций. Причем, более 40 мероприятий предстоит выполнить до конца 2008 года и только 13 имеют срок погашения в I квартале следующего года.
Далее, основным модератором подготовки и согласования документации выступает Минэкономразвития, на котором висит ответственность за подготовку 51 документа, приблизительно по одному за каждый рабочий день до конца действия плана. Поставит ли кто-нибудь на МЭР и лично на министра Набиуллину, что они с этой задачей справятся? Согласование с Минфином, Минздравсоцразвития или Банком России – дело не такое уж сложное, чего не скажешь о Минэнерго, Минтрансе, ФТС России, госкорпорациях «Ростехнологии» или «Росатом». Там люди серьезные, принимать решения привыкли обстоятельно, под «Белугу» и осетрицу.
Наконец, существуют объективные трудности методологического характера, не позволяющие выполнить правительственный план в срок.
Только один пример. Предложение о совершенствовании механизмов регулирования несостоятельности небанковских финансовых организаций требует внесения изменений сразу в несколько федеральных законов – «О несостоятельности (банкротстве) », «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций » (в части небанковских кредитных организаций), «О рынке ценных бумаг», «О негосударственных пенсионных фондах», а также в некоторые кодексы. Не забыть бы чего, сроки-то поджимают.
КЭШ
А теперь главное, ради чего затевался «План обогащения». Начнем с того, что все секторы экономики были подобраны все по тому же принципу доверия к экономической элите (малый бизнес – не исключение, о чем ниже; заинтригуем под стать правительству). Вот лишь некоторые скрытые в общем строю меры, на которые стоит обратить особое внимание:
Финансовая и банковская системы:
— совершенствование процедур реорганизации коммерческих организаций, в том числе кредитных, посредством исключения безусловного права кредиторов на досрочное погашение долга в случае реорганизации.
На практике это будет означать, в частности, невозможность получения срочных вкладов и депозитов из несостоятельных или поглощаемых банков;
— расширение возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда.
И здесь все понятно – средства «молчунов» будут использоваться для поддержки фондового рынка;
— обеспечение возможности допуска профессиональных участников рынка ценных бумаг к операциям рефинансирования со стороны Банка России.
Таким образом, биржевые спекулянты получат доступ к ресурсам ЦБ.
Поддержка внутреннего спроса:
— уточнение и поддержка инвестиционных программ субъектов естественных монополий и государственных корпораций на 2009 — 2011 годы в связи с изменением конъюнктуры товарных рынков и условий привлечения финансовых средств.
Звучит красиво, также нарядно будет и на практике, когда государство начнет поддерживать инвестиционные программы «Газпрома», «Роснефти» или «Ростехнологий»;
— упрощение процедуры предоставления государственных гарантий.
Перед нами еще один источник получения коррупционных доходов и расширение отверстия, через которое будут утекать бюджетные деньги.
Жилищное строительство:
— приобретение в 2008 — 2009 годах готового жилья эконом-класса, в том числе с высокой степенью строительной готовности, за счет средств, предусмотренных в федеральной целевой программе «Жилище», а также за счет средств, предоставленных Минобороны для обеспечения жильем военнослужащих.
Это вообще бюрократический перл: как можно приобретать готовое жилье, в том числе с высокой степенью готовности?
— приобретение в 2008 — 2009 годах жилья эконом-класса в многоквартирных домах с высокой степенью строительной готовности, а также возводимых с привлечением средств граждан, субъектами Российской Федерации для реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с использованием средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства при условии завершения строительства таких домов в срок не более 6 месяцев со дня заключения соответствующего государственного контракта.
Интересно будет посмотреть проект федерального закона на этот счет. Пока остается непонятным, как можно приобретать жилье, возводимое за счет средств граждан, в государственную собственность.
Автомобилестроение и сельскохозяйственное машиностроение:
— корректировка ввозных таможенных пошлин в отношении автомобильной техники.
Данная мера уже реализуется: в ближайшее время будет введена 30%-я пошлина на ввоз в Россию иностранных легковых автомобилей, что означает, по крайней мере, два следствия – повысятся цены на импортные автомобили, а вслед за ними вырастут цены и на аналогичные машины, производимые или собираемые в России. Как будто на российском рынке наблюдается затоваривание продукцией отечественного автопрома.
Оборонно-промышленный комплекс:
— увеличение объемов субсидий организациям оборонно-промышленного комплекса в 2008 — 2009 годах с целью предупреждения банкротства.
Идеальная схема – субсидии предоставляются не финансово несостоятельным предприятиям, а тем, у кого балансовые данные будут свидетельствовать о приближении банкротства. Любой бухгалтер так подготовит баланс к проверке, что не выдать деньги будет решительно невозможно.
Обещанный малый бизнес:
— увеличение программы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемой Внешэкономбанком, имея в виду направление части дополнительных ресурсов на цели кредитования малого бизнеса, включая предоставление займов до 1 миллиона рублей мелким заемщикам.
С каких это пор ВЭБ стал кредитовать «мелких заемщиков»? Он что, превратился в розничный банк с огромной сетью филиалов в регионах или в правительстве вынашиваются планы объединения ВЭБа и Сбербанка?
— разработка механизма рефинансирования портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями, за счет средств, выделяемых Внешэкономбанку.
Что называется, приплыли. Если портфели ипотечных кредитов рефинансируются под обеспечение жилой недвижимостью, то как по обеспечению будут форматироваться портфели кредитов малых и средних предприятий? По оборотным средствам? Личным поручительствам руководителей или учредителей? По инкассационной выручке? И еще один вопрос – сегодня мелкие и средние банки, не соответствующие требованиям Банка России для участия в системе гарантирования межбанковского кредитования, получают межбанки от старших собратьев под 10% отката. Каким будет откат при рефинансировании портфелей высокорисковых кредитов малому бизнесу?
ДАС ИСТ ФАНТАСТИШ
На днях мы с Владиславом Иноземцевым опубликовали наброски антикризисного плана, составлять, а тем более реализовывать который нынешнее правительство точно не будет.
Вот некоторые меры.
Во-первых, прекратить противостояние власти и бизнеса.
Новый формат отношений повлечет сокращение административных функций госаппарата, уменьшение расходов на его содержание, сокращение штатов ведомств.
Основными показателями деятельности чиновников – от президента до главы муниципалитета — должны стать созданные рабочие места, увеличение выпуска продукции, рост налоговых поступлений, внедрение инновационных технологий, снижение доли импорта в потребительском секторе.
Во-вторых, критически пересмотреть законодательство в сфере предпринимательства и начать с принятого в прошлом году Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Государственные банки должны выделять часть полученных бюджетных средств на кредитование малого и среднего бизнеса под фиксированный, нормативно определенный процент, а региональные власти – внедрить программы предоставления частичных гарантий возврата средств.
В-третьих, максимально ужесточить ответственность за экономические и административные правонарушения. Неуплата налогов должна приравниваться к преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства, а санкции за превышение полномочий должностными лицами должны начинаться сразу с увольнения со службы с обязательной передачей материалов в органы прокуратуры.
Уже сегодня можно снизить НДС на товары народного потребления (при сохранении его на импортные товары) и уменьшить налогообложение обрабатывающих производств с одновременным повышением налогов на производителей сырья и металлов.
В-четвертых, борьба с инфляцией должна стать безусловным приоритетом деятельности правительства. Одной из первоочередных мер должно стать замораживание, но не потребительских цен, а тарифов энергетических и коммунальных монополий.
Если монополии окажутся не в состоянии поддерживать цены за счет снижения издержек, необходимо их дробление или продажа на открытых аукционах.
В-пятых, стимулировать перенос в Россию конечных производств из-за рубежа с установлением лимитов отраслевых капиталовложений, свыше которых иностранные предприятия освобождалось бы от налога на прибыль.
Государство должно софинансировать импорт зарубежных технологий и контролировать целевое использование средств. Параллельно следует ввести дополнительные резервные отчисления на зарубежные займы.
Фантастика, конечно, но вдруг доживем? Дожили же американцы. А мы чем хуже?