Распродажа «черная пятница», которая ежегодно проходит в России в ноябре по аналогии с американским скидочным уик-эндом в честь Дня Благодарения, в этом году привлекла значительно больше покупателей, чем в прошлом. Продажи возросли как в традиционных, так и в интернет-магазинах, однако наибольший рост покупок в этом году продемонстрировала именно офлайн-розница, сообщили ТАСС эксперты и игроки рынка.
Термин «черная пятница» появился в 1966 году и сначала употреблялся в основном на Восточном побережье США, позже распродажи стали популярны во всем мире и проводятся ежегодно. Распродажа в российских магазинах в этом году стартовала в пятницу и продлилась все выходные. По данным ретейлеров, скидки стартовали от 15% и могли достигать 90%.
Офлайн-продажи в рамках «черной пятницы» в этом году увеличились на 13% с 2016 года, тогда как продажи через интернет выросли лишь на 5%, сообщили в пресс-службе Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). При этом в некоторых сетях рост трафика в традиционных магазинах достигал рекордных показателей. Так, например, рост продаж в салонах «Евросети» по сравнению с обычным днем достигал 181%, сообщили ТАСС в компании. Однако тенденция на активный рост офлайна в рамках «черной пятницы» не помешала онлайн-ретейлерам увеличивать свою долю в общей структуре продаж во время тотальной распродажи, сообщили в АКИТ.
«Сейчас ситуация складывается, как в Штатах: в пятницу все идут в обычные магазины, а в понедельник после выходных возвращаются в онлайн. Офлайн гораздо активнее прибавляет, но доля онлайна все равно растет. По нашим данным, в эту «черную пятницу» на онлайн пришлось 20% распродаж, в прошлом — примерно 12-13%», — сообщил представитель АКИТ. Всего, по подсчетам АКИТ, за три дня дополнительный оборот непродовольственных товаров компаний составил 30 млрд рублей, из которых 24 млрд рублей пришлись на офлайн и только 6 млрд на онлайн-продажи.
Еще одной особенностью этого года стало то, что к распродаже стали все более активно подключаться покупатели из регионов, сообщили в пресс-службе «Яндекс.Маркета». При этом наиболее активными городами традиционно стали Москва, Санкт-Петербург и Краснодар.
По данным «Яндекс.Маркета», в этом году заметно выросло число заказов из регионов. Лидерами стали Северо-Западный, Приволжский и Уральский федеральные округа.
Что покупали россияне
За три дня распродажи пользователи сделали около 5,5 тыс. заказов, сообщили в «Яндекс.Маркете». Лидерами по числу заказов стали игрушки, электроинструменты, гаджеты и бытовая техника. Электроника лидировала по продажам и на китайской площадке Tmall (входит в Alibaba Group): популярными категориями стали смартфоны и ноутбуки, а лидером продаж стала электрическая зубная щетка. При этом рекордсменом по интересу у покупателей Tmall стали телевизоры — покупателей эта категория интересовала почти в шесть раз больше, чем в обычное время.
В «М.Видео», помимо смартфонов, востребованными стали аксессуары к ним, а также телевизоры, ноутбуки, игровые приставки, товары для дома. «За пятницу, субботу, воскресенье трафик онлайн-магазина вырос практически вдвое по сравнению с обычными выходными в октябре, число онлайн- покупок и оборот — в 2,5 раза», — отметил представитель компании. Подобный результат отмечает и «Детский мир». Так, количество заказов в интернет-магазине увеличилось в 2,5 раза, продажи в розничной сети — в 1,5 раза. Из популярных товаров ритейлер отмечает конструкторы, куклы и детское питание.
В «Связном» рассказали, что в этом году продажи в интернет-магазине выросли на 70% по сравнению с прошлогодней акцией и россияне стали больше обращать внимание на гаджеты высокого ценового сегмента. «В этом году покупатели чаще, чем годом ранее, приобретали гаджеты высоких и средних ценовых сегментов, а также пользовались программами рассрочки. Самыми популярными товарными категориями, как и годом ранее, стали смартфоны и аксессуары к ним, а также планшетные компьютеры и носимая электроника», — рассказали в пресс-службе.
По данным АКИТ, по сравнению с обычным днем выручка компаний в категории одежды выросла в шесть раз, в категории детских товаров — в 10 раз, бытовой техники и электроники — в 3,5 раза.
При этом позитивным изменением по сравнению с предыдущими годами стало снижение количества жалоб покупателей на искусственные скидки, сообщили в пресс-службе проекта «Настоящая черная пятница», который проводится при поддержке Российской ассоциации электронных коммуникаций и Регионального общественного центра интернет технологий.
«Непосредственно к нам было всего одно обращение, связанное с несоответствием цен на нашем сайте и на сайте ретейлера, однако в данном случае речь шла о расхождении, а не о так называемой искусственной скидке, и ошибка была исправлена компанией-участником буквально за 15 минут. Можно сделать вывод, что мониторинг и работа с рекламодателями дают свои плоды — участники рынка уже научились проводить честные распродажи», — отметил представитель проекта.