Вылетевший в Москву министр финансов Белоруссии Андрей Харковец вчера подписал с вице-премьером России Алексеем Кудриным «валютную капитуляцию». Белоруссия получает млрд нового межгосударственного кредита на 2008-2009 годы, согласившись оплачивать с 2009 года поставки нефти и газа из РФ в Белоруссию в рублях. Стабильность экономики страны теперь зависит от стабильности российского рубля — решение неизбежно заставит Белоруссию иметь рублевые резервы.
Вчера в Москве министр финансов Белоруссии Андрей Харковец и министр финансов России вице-премьер Алексей Кудрин подписали соглашение о предоставлении Белоруссии межгосударственного кредита России в $2 млрд. Еще за несколько часов до подписания документа было неясно, состоится ли сделка: источники «Ъ» в Белоруссии утверждали, что господин Харковец привезет в Москву отказ от получения кредита. Тем не менее вчера документ был подписан, и белорусский министр финансов объявил цену сделки: РФ и Белоруссия договорились одновременно о переходе на торговлю нефтью и газом за рубли. «Это будет нашим вкладом в придание рублю статуса региональной резервной валюты»,— констатировал господин Харковец на церемонии подписания.
Первый транш кредита Белоруссии будет предоставлен, судя по всему, уже в ближайшие дни и составит $1 млрд, еще $1 млрд страна получит в первой половине 2009 года. Условия кредита будут аналогичны кредиту 2007 года на $1,75 млрд — в соответствии с условиями соглашения, по крайней мере первый транш кредита предоставляется на пятнадцать лет с пятилетней отсрочкой по основному долгу по ставке LIBOR+3%. Договор по второму траншу кредита должен быть подписан до 28 февраля 2008 года. Помимо этого, стороны зафиксировали еще несколько договоренностей, которые, видимо, также следует считать ценой вопроса о кредите для России. Это меморандум о взаимопонимании между правительствами о «координации мер по повышению конкурентоспособности национальных экономик», а также протокол переговоров между делегациями России и Белоруссии по вопросу «развития кредитно-финансового сотрудничества». Содержание документов неизвестно.
Напомним, главной статьей нефтегазового экспорта в Белоруссию является газ: поставки его из РФ «Газпромом» составят в 2009 году, согласно планам компании, около 21,6 млрд куб. м. С 1 января в отношении Белоруссии действует формула цены на газ, точная стоимость поставок для страны сейчас неизвестна, источники в «Газпроме» оценивают ее на начало 2009 года в $200-250 за тысячу кубометров, что составляет порядка $4 млрд. Расходы Белоруссии на импорт газа из РФ в 2008 году (21,2 млрд куб. м) составили при эффективной цене около $ 120 за тысячу кубометров около $2,5 млрд. «Газпром» покупает в Белоруссии услуги по транспортировке газа, номинированные в долларах, поставки нефти в Белоруссию российскими компаниями также ведутся на условиях долларовой оплаты. В целом до 40% внешней торговли страны, таким образом, будет переведено на рубли.
Это обстоятельство неизбежно сделает российский рубль фактической резервной валютой для нацбанка Белоруссии. Отметим, на рублевую торговлю он перешел после снижения уровня ЗВР ниже $4 млрд (в национальном определении они на $400-500 млн выше, чем в определении МВФ). Отметим, альтернативой российскому кредиту для Белоруссии было сопротивление давлению на белорусский рубль и получение помощи со стороны МВФ (см. «Ъ» от 28 октября). Впрочем, миссия МВФ на прошлой неделе лишь продлила на неделю сроки работы в Минске, не приняв определенного решения о финансировании экономики страны на те же $ 2 млрд.
Вчера же Алексей Кудрин объявил, что переговоры с Исландией о предоставлении ей кредита РФ на ?4 млрд не окончены: несмотря на отсутствие положительного решения, нет и отказа. Впрочем, Исландия вряд ли сможет поддержать проект рубля как сильной региональной валюты: российско-исландский товарооборот, представленный в основном продажей в Исландию нефти РФ, составляет порядка $60 млн в год. Финансовый выигрыш же России от расширения зоны рубля на Белоруссию пока не определен: устойчивости рублю происходящее существенно не добавит, а для «Газпрома» и «Газпром экспорта» происходящее лишь незначительно изменит риски, связанные с курсовыми колебаниями при операциях в Белоруссии. Белоруссия же в 2009 году становится по сути заложницей валютного курса в России, сокращая возможность независимой курсовой политики для белорусского рубля. Напомним, до начала кризиса осени 2008 года он укреплялся по отношению к большинству валют и к рублю.