Сомалийские пираты, чья дерзость не знает границ, обзаводятся просторными каменными домами, раскатывают на роскошных авто, берут в жены красавиц и даже нанимают европейских шеф-поваров, которые готовят западную еду для заложников. В этой нищей стране, где развалились практически все государственные институты, они стали героями прибрежных районов, потому что являются единственным источником доходов для местного населения. «Пираты зависят от нас, а мы — от них», — говорит Сахра Шейх Дахир, владелица лавки в деревне Харардере, неподалеку от которой на якоре стоит захваченный в среду саудовский танкер с грузом нефти стоимостью 100 миллионов долларов на борту. Эти островки благополучия выглядят особенно шокирующими на фоне нищеты и насилия, царящих на остальной территории Сомали. Почти весь юг страны находится под контролем радикальных исламистов, которые проводят публичные бичевания и побивания камнями. За последние 20 лет в Сомали не было ни одного дееспособного центрального правительства. Повсюду царит хаос, средняя продолжительность жизни составляет 46 лет, а четверть всех новорожденных не доживает до пяти лет.
Между тем в северных прибрежных городках, таких как Харардере, Эйль и Босасо, наблюдается расцвет пиратской экономики: одни лишь выкупы за похищенные суда принесли бандитам только в этом году 30 миллионов долларов. Когда на прошлой неделе на горизонте показался угнанный пиратами нефтяной танкер, жители Харардере высыпали на берег и приветствовали его радостными криками, а торговцы поспешили уставить побережье лотками с едой, холодным пивом и сигаретами — пираты сходят на берег за припасами практически ежедневно. Сахра Дахир верит пиратам настолько, что часто отпускает им товары в кредит. «Они берут у нас товар, мы заносим это в долговую книгу, а позже, когда пираты получают выкуп, они нам щедро платят», — рассказывает она.
Пираты снабжают сомалийцев работой, и уже одно это делает их героями. Пока команды захваченных судов месяцами томятся в плену, а международное сообщество тщетно пытается искоренить пиратство у сомалийских берегов, население прибрежных поселков активно снабжает разбойников листьями популярного здесь наркосодержащего растения «кат», а также оказывает им всевозможные услуги самого разного свойства. «Нам все равно, законным ли путем добыты эти деньги или нет. Они дали нашему городу новую жизнь, — говорит Шамсо Моалим, 36-летняя мать шестерых детей. — Мы больше не беспокоимся о том, чем кормить детей, они ходят в мусульманскую школу, а по вечерам играют в футбол. Все довольны». Когда-то нищие поселки застраиваются ресторанами и интернет-кафе, а жители могут, наконец, позволить себе такую роскошь, как электрические генераторы — бесперебойная подача электроэнергии в Сомали вещь неслыханная.
С заложниками пираты обычно обращаются хорошо в надежде на большой выкуп и даже нанимают на берегу поваров, которые готовят им европейскую еду. Они также выдают пленниками сигареты и выпивку. А когда приходит «день расплаты», деньги иногда буквально «падают с неба» — их сбрасывают с вертолетов в джутовых мешках или кладут в непромокаемые чемоданы и оставляют в небольших лодках в прибрежных водах, кишащих акулами. «Забирает деньги всегда самый старый член нашей команды. Это очень опасно, зато он потом получает дополнительное вознаграждение», — рассказал корреспонденту один из сомалийских пиратов Аден Юсуф. Для пересчета купюр пираты используют машины для счета денег — такие же, какими пользуются в большинстве банков по всему миру, чтобы убедиться в подлинности наличных. В Сомали все расчеты производятся за наличные, так как банковская система в стране не функционирует. «Для нас достать оборудование — не проблема: у нас есть деловые связи в Дубае, Найроби, Джибути и других местах, — сказал Юсуф. — Мы посылаем им деньги они нам — нужный товар».
Несмотря на возросшее международное присутствие у берегов Сомали, пираты продолжают захватывать суда, выходя все дальше в море и требуя все больший выкуп. В основном они базируются в полуавтономном районе Пунтленд, власти которого, как говорят многие, помогают пиратам, получая в обмен часть награбленного. Вообще, по словам региональных чиновников, они не в силах справиться с пиратством.
Точных данных о численности сомалийских пиратов нет, однако все говорит о том, что их несколько тысяч. Хотя их иногда ловят, пиратство, по общему мнению — верный путь к лучшей жизни. Представители сил НАТО и ВМФ США говорят, что у них нет возможности патрулировать весь залив, и советуют коммерческим судам нанимать частную охрану. Некоторые атаки пиратов удается отразить, однако попытки военных отбить уже захваченное судно могут быть очень рискованными, и до сих пор не предпринимались.