Кризис еще не повод опускать руки — правительство это понимает и с ним борется. Благо, что «заначек» на такой случай у нас достаточно. Деньги из них нуждающимся предприятиям выдают не напрямую, а через банки. Правда, сейчас все говорят, что банкиры, получив от государства миллиарды рублей, только греют на них руки. Например, переводят в валюту или просто держат их у себя. После того как банкиров в этом упрекнул премьер Владимир Путин, государство начало борьбу — Центральный банк уже посадил в каждый такой банк по своему представителю. А «Известия» решили сами спросить наших чиновников и банкиров, как расходуются выделенные на поддержку экономики деньги.
Государственные деньги в экономику текут рекой. Весь пакет вливаний составляет аж 4,7 трлн рублей («Известия» писали об этом 31 октября). И целых 950 млрд из них правительство выделило на поддержку «реальной экономики» — тех самых компаний и сельхозпредприятий, которые и создают наш ВВП.
У правительства и ЦБ просто нет физических возможностей раздать деньги непосредственно тысячам и тысячам предприятий. Поэтому был придуман специальный механизм. Правительство и ЦБ поручили сделать это крупнейшим государственным и частным банкам, которые получили статус «агентов государства». При этом деньги выделяются как «субординированные кредиты» — то есть «связанные условиями». В нашем случае это условие — кредитовать предприятия. Среди приоритетных направлений несколько отраслей: торговля, строительный сектор, оборонка, сельское хозяйство, автомобильная промышленность и нефтегазовый сектор.
Пока государственные миллиарды получили три таких агента: Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк. Сбербанку ЦБ дал 500 млрд рублей, и 300 из них он уже «освоил». Деньги ВТБ и Россельхозбанку выделил ВЭБ (а он, в свою очередь, получил их от Минфина). Таким образом ВТБ поручено помочь экономике на 200 млрд рублей, Россельхозбанку — еще на 25 млрд. Всего получается 525 млрд рублей (с учетом неполученных Сбербанком). А где же оставшиеся 225 млрд из обещанной госпомощи?
Их должны получить примерно 30 банков из первой сотни по размеру. Но условия здесь несколько строже. Владельцы банков, претендующих на звание «агента государства», должны сами выдать своему банку такую же сумму, какую они просят у ВЭБа. Сейчас заявки от желающих получены, но решение еще не объявлено. Так что пока можно контролировать распределение лишь 525 млрд государственных рублей.
Кому кризис, а кому доход
Деньги в банки попали, но что с ними происходило дальше, покрыто завесой банковской тайны. Самые высокие российские чиновники из правительства и Центробанка уже не раз высказывали свое недовольство. Мол, банки не спешат выпускать государственные деньги из своих цепких рук. Например, пускают их на покупку дорожающих долларов или просто держат их у себя «на всякий случай». Как с этим бороться?
Месяц назад премьер-министр Владимир Путин жестко отчитал банкиров и поручил Минфину и ЦБ за банками пристально следить.
— Банки должны направить эти средства для кредитования экономики по нормальным, рыночным ставкам, — сказал премьер и пояснил: — Рыночные не значит спекулятивные и не значит ставки для извлечения сверхприбыли.
А на прошлой неделе первый вице-премьер России Игорь Шувалов заявил, что переводившие средства поддержки в валюту просто лишатся доступа к государственным деньгам.
«Известия» тоже решили как-то проконтролировать банки и разослали им свои запросы.
— Весь объем средств субординированного кредита выдан в реальный сектор экономики в виде кредитов сельхозтоваропроизводителям, — заявил «Известиям» председатель правления Россельхозбанка Юрий Трушин. — За последние два месяца спрос на агрокредиты вырос почти в два раза. И с начала года мы уже выдали АПК страны кредитов на 256,5 млрд рублей.
В банке ВТБ нас заверили, что наказ правительства делиться деньгами с реальной экономикой строго выполняют. Например, выдали на год АвтоВАЗу 4 млрд рублей, а Таганрогскому автозаводу — 560 млн рублей. И еще до конца года ТагАЗ получит еще 1,44 млрд, а АвтоВАЗ может рассчитывать на 13 млрд. Металлургическая «Евраз Групп» получила 10 млрд, ТНК — 5,5 млрд. Всего в октябре стройкомплексу досталось 20 млрд рублей, нефтегазовым компаниям и транспорту — по 13 млрд, оборонной, космической и атомным отраслям — 7 млрд, пищевой промышленности и сельскому хозяйству — 6 млрд рублей.
Короче всех был ответ у Сбербанка. «Без комментариев. По другим вопросам обращайтесь обязательно — рады будем помочь», — заявили «Известиям» в пресс-службе.
Итак, давайте подведем итоги. Полностью в рамках закона (не называя имена заемщиков) отчитался за потраченное государственное добро Россельхозбанк. ВТБ приоткрыл завесу лишь над октябрем с его потраченными по назначению 59 млрд из выделенных правительством 200. Но это даже хорошо, потому что кредиты экономике будут нужны и до Нового года, и после. Скрытнее всех оказался обладатель самого крупного «гранта» — Сбербанк. Так где эти 300 миллиардов? Напрашивается одна мысль: если молчат, значит, есть что скрывать.
В ведомствах, отвечающих за судьбу выделенных средств, вообще были предельно лаконичны. «У нас нет информации о расходовании выделенных банкам средств», — заявили в пресс-службе Минфина. В ЦБ от комментариев вовсе воздержались.
Но если ситуация изменится, мы обязательно расскажем о том, как были потрачены и остальные выделенные государством деньги.