Возможно, курс будет выше заявленного Нацбанком 7,4-7,5 грн за доллар. Но в декабре курс стабилизируется. Заявление чиновников НБУ о том, что центробанк решительно настроен перейти из обороны в наступление, удерживая курс на уровне 7,4-7,5 грн за долар, имеет под собой больше психологической подоплеки, нежели экономических обоснований. Хотя и последние, следует признать, уже появились на горизонте. В словах главы миссии МВФ Джейлы Пазарбашиоглу: «Наш взгляд на развитие ситуации в Украине оптимистический, ситуация развивается в необходимом направлении, а экономика проходит период корректив и адаптации к новым условиям», ключевое сигнальное слово — «коррективы».
Декабрь: гривня в поисках равновесия
Эти коррективы сначала выведут экономику из лихорадки и в первом квартале будущего года заставят ее очнуться.
А в декабре гривня будет пребывать в поисках точки равновесия, на которой она застынет на некоторое время и затем постепенно начнет отвоевывать позиции у доллара. Нацбанк после понукания со стороны Президента решил, что точка курсового равновесия — в пределах 7,4-7,5 грн за доллар. Это заявление может дорого обойтись Нацбанку (в прямом и переносном смысле), а может и стать долгожданной отмашкой — гривня дальше дешеветь не будет.
Действительно, и банки, и экспортеры, и население «затоварились» долларом под завязку. Многие — особенно крупные финучреждения — уже выжидают, когда часть запасов можно будет выгодно реализовать. К тому же обостряются проблемы с ликвидностью нацвалюты — ведь гривня стремительно конвертируется в доллар. А до 20 декабря налоги надо заплатить — как раз гривнями, и это несколько подстегнет продажу валюты.
Все-таки Нацбанк поторопился с отметкой 7,4 грн за доллар. Гривня в декабре будет дрейфовать к восьмерке. Потом остановится и начнет обратный путь, но черепашьими темпами, может вернуться к семи аж в следующем декабре. Но и это — уже стабильность. Подвигнет гривню к рубежу №8 «Нефтегаз», который сейчас накапливает ресурсы, чтобы купить доллары и рассчитаться за российский газ.
Средства защиты гривни у НБУ есть — но мало
НБУ и рад был бы защищать гривню, да боеприпасов мало. Не секрет, что и правительство, и НБУ в программе с МВФ согласились на соблюдение ряда условий, их можно найти в открытом доступе на официальной странице МВФ. Так вот, по состоянию на 31.12.2008 чистые международные резервы НБУ не должны быть меньше $26,7 млрд.
Сейчас в запасах НБУ порядка $28 млрд. Значит, на все про все в НБУ на декабрьские интервенции осталось 1,3 млрд грн. Учитывая, что в ноябре центробанк одним махом истончал резервы на $600 млн, с таким «жирком» не разгонишься. Поэтому НБУ будет вести себя осмотрительно, свидетельство тому — всего лишь $40 млн, потраченных на последнем аукционе.
Объемы импорта падают — и это хорошо
Едва ли не лучшая новость этой недели — отсутствие «хороших» новостей из Гостаможни. У нас ведь как раньше было — в начале месяца таможня рапортует о беспрецедентном наполнении бюджета. Казалось бы, радоваться надо, но за такими цифрами — импортное «цунами», поглощающее отечественное производство и повышающее спрос на доллары, которыми этот импорт надо оплатить.
А сейчас объемы импорта падают. Пока что Госкомстат обрабатывает данные, но неудивительно, если вот-вот нам объявят об их уменьшении. Падает и экспорт (хотя несколько меньшими темпами), но в период валютной горячки и спекулятивной неразберихи важно обуздать прежде всего импортного дракона. Мы уделили сокращению импорта особое внимание, поскольку, когда схлынет эмоциональная составляющая валютного шторма, именно этот фактор будет важнейшим фактором приведения в чувство исхудавшей гривни.
Три конкретных вопроса
1. Как повышение курса доллара отразилось на вашей жизни?
2. От чего вы готовы отказаться в первую очередь?
3. Как вы оцениваете действия правительства и НБУ?
Яна Клочкова, 4-кратная олимпийская чемпионка по плаванию:
1. У меня нет своего бизнеса, потому дорожающий или дешевеющий доллар не отражается напрямую на семейном бюджете. Скажу только, что моя семья не побежала забирать сбережения из банка. У нас несколько счетов в разных валютах.
2. Я из людей, у которых деньги порой утекают сквозь пальцы — могу за один поход в супермаркет оставить 200-500 грн. Если прижмет, экономить буду на услугах. В первую очередь на парикмахере. Вчера за покраску я отдала более 500 грн. При желании можно найти и дешевле.
3. О том, что происходит, сужу по рассказам знакомых. Многих уволили, кое-кому пришлось переносить офисы в менее престижные места. Происходящим все недовольны. Говорят, правительство наняло компанию консалтинговую, которая советами поможет выйти из кризиса. Но мне кажется, что в Украине есть люди, которые знают, что делать. Главное, чтобы к ним кто-то прислушался.
Сергей Поярков, художник:
1. Я всегда следую советам правительства с точностью до наоборот. Сбережения — только в иностранной валюте. Вообще стараюсь не держать деньги в банках, к примеру, счет в ПИБе был практически пуст. Гривню трачу, а не накапливаю. Еще весной передумал строить дом. У нас уже есть один, 850 кв. м. Хотели рядом построить еще один — до 300 «квадратов».
2. Вообще-то отказываться придется прежде всего богачам, ужиматься в $30 тысяч в месяц, а не в 100 тысяч. А простым людям и так уже «непереливки». Людей искусства это касается не так остро. Гапчинская останется самым высокооплачиваемым живописцем, Пинчук — самым дорогим скульптором, и Курков — писателем.
3. Мне кажется, что наше правительство и те, кто в главном банке, греют руки на колебаниях доллара и всей кризисной экономики. Мы ведь страдаем меньше, чем США или Европа. Наш недоразвитый фондовый рынок не на том уровне, чтобы кричать, что он пал. Мы пока финансово первобытны, и наши «спасители» у власти — тоже. Пока профессионалов вообще не вижу.
«Весной перевела все в гривни и положила в банк»
Ирина Бекешкина, научный руководитель соцфонда "Демократические инициативы":
1. Впервые за много лет вместо готового салата купила два качана капусты и сама их покрошила. А что вы хотели? Весной перевела все валютные сбережения в гривню и положила в банк. Сейчас сбережения лежат на счету, но доступа к ним нет. Зато есть опасения, что придется начинать все сначала.
2. Если придется экономить, я откажусь от путешествий. Да и новую одежду покупать не буду. Но не смогу отказаться от помощи маме и покупки подарков друзьям.
3. Мы оказались на корабле в шторм. Но мы пассажиры, а команда вместо того, чтобы спасать, дерется за штурвал. Я была месяц в США. Там проводилось исследование „Верите ли вы, что власть справится с кризисом?“ 70% респондентов ответили „да“, 10% — „нет“.
Мы планируем спросить украинцев о том же. Думаю, ответы будут другие. Сейчас НБУ ведет себя как глухонемой — не реагирует на обвинения, подозрения, не старается завоевать доверие населения. Его обвинили в поддержке деньгами избранных банков, и что? НБУ молчит… Бороться с кризисом каждому приходится поодиночке.