Вчера завершился визит в Украину представителей Международного валютного фонда (МВФ). По словам «контролеров», их декабрьская миссия носила «промежуточный» характер, а основной целью пребывания экспертов в нашей стране — был анализ состояния украинской экономики и оценка выполнения Кабинетом министров и НБУ условий фонда, на которых, собственно, и был предоставлен первый транш кредита. Работники фонда ознакомились с ходом работ по наполнению бюджета этого года и «взвесили» реальность выполнения правительством задекларированных на конец года показателей. Также международные эксперты живо интересовались работой Кабмина по составлению бюджета на 2009-й год и подвергли скрупулезному анализу монетарную и фискальную политику государства, при этом уделив особое внимание динамике обменного курса на межбанковском валютном рынке.
Поскольку ни в ходе визита, ни по его завершению, представители фонда не озвучили никаких критических замечаний в адрес украинской власти (более того – на встрече с президентом Виктором Ющенко, глава миссии МВФ в Украине Джейла Пазарбашиоглу заявила, что фонд доволен антикризисными мерами предпринимаемыми официальным Киевом), становится очевидной правота тех отечественных экспертов, которые предполагали, что одним из негласных условий выделения Украине первого транша — было требование фонда существенно девальвировать национальную валюту. Теперь уже для всех очевидно, что та вакханалия, которая творится на валютном рынке страны, является ни чем иным — как четко спланированной акцией в рамках этих договоренностей. Собственно, в этом косвенно признались и сами представители фонда, заявив, что произошедшая «коррекция» валютного курса позволит избежать катастрофического падения производства и должна повысить конкурентоспособность украинских экспортеров. Что, в свою очередь, приведет к снижению негативного сальдо в торговом балансе Украины.
Ющенко и Стельмах запутались «в показаниях»
— Где деньги, Зин?.. (В. Высоцкий.)
Разумеется, всех интересует вопрос – а куда делись средства выделенные МВФ? Примечательно, что в ответе на этот вопрос руководство Нацбанка и президент непроизвольно несколько разошлись во взглядах. Досадный казус случился после того, как намедни г-н Стельмах заявил на всю страну о том, что НБУ не потратил ни цента из средств выделенных Украине МВФ. Глава НБУ, вероятно, не расслышал Гаранта, заявившего позавчера, на своей первой встрече с новым спикером парламента Владимиром Литвином, что, заслушав отчет миссии МВФ, он пришел к выводу, что в Украине «произошла достойная реализация первого транша кредита МВФ».
Разумеется, в МВФ никто и не думал помечать купюры с изображениями американских президентов, и бумага госказначейства США прибыла в Украину в своем первозданном виде. Однако, ни для кого не секрет, что средства выделенные Украине МВФ, денежная масса, вброшенная НБУ на рефинансирование комбанков, а также объем валюты, выведенный за пределы страны этими финансовыми учреждениями — имеют приблизительно одинаковый порядок цифр. Выводы делайте сами. К слову, здесь не лишним будет заметить, что ни один доллар так и не пошел до сих пор в сектор реальной экономики. Более того, и сама процедура рефинансирования «зацепила» лишь два десятка избранных финансовых учреждений страны, оставив «с носом» мелкие банки.
«Плавающий» или «тонущий» курс?
Язык не поворачивается назвать колебания курса, отмеченные в последнее время на межбанке и на наличном валютном рынке, «плавающим». Хоть таковым его и окрестили в НБУ, но, все же думается, что впору говорить о том, что курс был «тонущим». Исходя из этого резонен вопрос – а что же, собственно, будет с национальной валютой дальше?
Судя по всему, ожидать дальнейшего падения гривны на межбанке все же не стоит. Скорее всего, своеобразный курсовой «коридор» так и застынет в пределах 7,5-8,0 грн. за доллар. Подтверждается это не столько последними месседжами главы НБУ Владимира Стельмаха, который заявил вчера, что Регулятор приложит максимальные усилия для того, чтобы зафиксировать курс в этих пределах, а солидаризирующейся день ото дня позицией представителей комбанков. Похоже, что ведущие банкиры страны осознали, что дальнейшие спекуляции на «теме» рефинансирования приведут к необратимым последствиям и окончательно парализуют украинскую промышленность, а сам финансовый сектор надолго погрузится с пучину гиперинфляции. Сродни той, которая была отмечена на заре первичного накопления капитала в славные девяностые прошлого столетия.
Да, собственно, и в НБУ, похоже, решили положить конец валютным спекуляциям при помощи средств выделяемых на рефинансирование. Изменение в сторону ужесточения правил проведения аукционов, с предварительным указанием участникам рынка курсового коридора для таких интервенций и, главное, решение НБУ ограничить двумя неделями сроки рефинансирования банковского сектора – должны благоприятным образом сказаться на стабилизации валютного рынка.
Банковский сектор ждет большого передела
Впрочем, стабилизация валютных курсов вовсе не означает стабильную работу всех представителей украинского финансового сектора. Если и до последних «жестких» постановлений НБУ, относительно принципов предоставления комбанкам средств на рефинансирование, получить «донорскую кровь» удавалось далеко не всем, то теперь судьба банков, не входящих ни в первую (системообразующую), ни во вторую группу, и вовсе, висит на волоске.
Так что же ожидает в ближайшие месяцы финансовый сектор страны? Для наглядности обратимся к заявлению г-ну Тигипко, который вчера приоткрыл завесу таинственности в этом вопросе. Намедни банкир сказал буквально следующее: мол, западные инвесторы, держатели пакетов (в том числе и контрольных) акций украинский банков, уже готовы к проведению дальнейшей рекапитализации своих учреждений. Другими словами, можно предположить, что средства, недавно выведенные из Украины при помощи непрозрачного механизма рефинансирования и спекуляций на валютном курсе, вновь готовы войти в нашу банковскую систему. Ну, а кто не в состоянии самостоятельно провести допкапитализацию – пусть не взыщет. Скорее всего, эти финансовые учреждения ждет дружественные и не очень поглощения. А мы станем свидетелями банкротств, дроблений, слияний и покупок за бесценок, которые уготованы, без малого, полутора сотне украинских комбанков.