Главная » Банки » Авторынок между бумом и крахом: итоги 2008 года

Авторынок между бумом и крахом: итоги 2008 года

Високосный 2008 год владельцы и производители авто будут вспоминать долго. Мировой авторынок показал небывалое падение продаж, скатившись к показателям 25-30-летней давности. Вместе с тем, отечественный автопром успел в течение года ощутить эйфорию от взлета продаж и стагнацию, вызванную резким спадом во втором полугодии.

К концу 2007 года по динамике роста рынка автомобилей Украина занимала второе место в Европе после Литвы, демонстрируя 46-процентный ежегодный прирост. Та же тенденция сохранилась и в начала 2008 года — спрос на автомобильном рынке Украины, как и темпы развития, демонстрировали стабильный рост.

В апреле Президент Украины Виктор Ющенко и гендиректор ВТО Паскаль Лами подписали Протокол о вступлении Украины в ВТО. В этой связи Гостаможслужба с 16 мая начала применять ставки ввозной пошлины, отвечающие международным обязательствам, установленным Законом «О ратификации Протокола о вступлении во Всемирную торговую организацию». В результате пошлина на все автомобили, ввозимые на территорию Украины, фактически уменьшилась с 25% до 10%, однако точная дата их вступления в силу определена не была.

Уже в мае 2008 года рынок новых автомобилей в Украине продемонстрировал замедление. Хотя общий объем проданных авто (50 тыс. единиц) и был на 18,74% больше, чем годом ранее, по сравнению с апрелем наблюдался спад продаж на 18,5%.

В начале июня автомобильное лобби в парламенте содействовало принятию Верховной Радой Закона о сохранении пошлин на уровне 25% до конца 2008 года. Народные депутаты внесли соответствующие изменения в Закон Украины «О таможенном тарифе в Украине», проголосовав за законопроект N2351-1.

Однако 20 июня Президент Украины наложил на него вето, объяснив свое решение тем, что положения Закона содержат грубые нарушения международных договоренностей Украины.

По времени это совпало с ужесточением кредитной политики банков и ростом ставок по автокредитам, а также значительным ростом цен на бензин и дизтопливо, что оказало достаточно сильное воздействие на рынок, спровоцировав замедление роста продаж. При этом практически все импортеры вынуждены были снизить цены на ввозимые автомобили, что сгладило действие негативных факторов и способствовало стабилизации рынка.

Июль, после довольно непростых первых месяцев пребывания Украины в ВТО, стал для украинского авторынка месяцем «выздоровления». Рынок вновь стал обретать былую динамику роста и почти приблизился к объему продаж 60 тыс. авто. По сравнению с предыдущим месяцем, в автосалонах было реализовано на 14% больше машин. Общая динамика рынка, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составила +22,9%. В лидерах оказались те бренды, которые раньше других снизили цены. Этот шаг был рискованным, но, как показывал уже второй месяц, единственно верным. В июне бросились наверстывать упущенное остальные операторы, однако время для некоторых из них было утрачено.

В целом в структуре авторынка сохранялись тенденции предыдущих нескольких лет: рост доли новых иномарок и продолжающееся сокращение долей отечественных авто и импорта подержанных иномарок.

В августе был зафиксирован рост рынка на уровне всего 1,27% по сравнению с показателем годом ранее. На фоне июля продажи сократились на 11,4%. Таким образом, к осеннему сезону авторынок подошел в состоянии стагнации, хотя еще весной демонстрировал феноменальные темпы роста — до 80%. Ситуацию уже не спасали ни скидки, ни акции, ни возросшая рекламная активность дилеров.

В последние месяцы 2008 года ситуация на автомобильном рынке продолжает ухудшаться. Падение платежеспособного спроса вследствие кризисных явлений в экономике и практически прекратившегося автокредитования приводит к снижению объемов продаж. Уже в ноябре средняя реальная ставка по кредитам на новую иномарку составляла 30,58% годовых в гривне, а количество банков, официально предлагающих этот продукт, уменьшилось до пяти. Объемы продаж автомобилей в ноябре упали на рекордные 35%.

По данным аналитиков холдинга «Атлант-М», в связи с тем, что столь глубокое падение рынка не прогнозировалось его участниками, практически все импортеры и дилеры подошли к IV кварталу 2008 года со складами, существенно превышающими потенциал падающего рынка, а цены на автомобили не соответствовали ухудшившимся возможностям потребителей. Следствием этого во многих случаях стал неожиданный спад продаж, затоваривание складов и вынужденное снижение цен.

Если в прошлые годы важнейшим двигателем автомобильного рынка являлся рост доходов населения, развитие автокредитования, страхования и других финансовых услуг, развитие дилерских сетей, сдвиг предпочтений в пользу новых иномарок, то на протяжении последних месяцев 2008 года ситуация полностью поменялась.

Рынок руководствовался другими факторами: агрессивное снижение цен продавцами, негативные ожидания потребителей, вплоть до ожидания коллапса банковской системы (отсюда желание защитить часть своих сбережений от потери за счет покупки автомобиля), а также падение долларовых цен на автомобили из-за их фиксации в национальных валютах, растущая доступность автомобиля для потребителей с долларовой наличностью и ожидание повышения импортных пошлин на иномарки.

Тем временем правительство и парламент разрабатывают ряд законодательных инициатив, касающихся минимизации влияния кризиса на экономику Украины, в том числе на автомобильную промышленность. В частности, Кабмин подал законопроект о повышении втрое налогов с владельцев транспортных средств. Среди прочего, предлагался «антикризисный пакет номер два», в котором, декларировалось повышение ввозной пошлины до 25%.

Кроме того, законопроект N3379 предусматривал временную целевую надбавку к действующим ставкам ввозной пошлины в размере в 12%.

Законопроект N3430 предусматривал продление до 31 декабря 2013 года действия Закона «О развитии автомобильной промышленности Украины».

Также в ВР был передан законопроект, содержащий положения об увеличении действующих ставок акцизного сбора на новые автомобили.

Представители автоимортеров выступили с резкой критикой указанных законодательных инициатив, прогнозируя, в случае их принятия, полное прекращение автоимпорта в Украину и, как следствие, поступлений в госбуджет.

Из всех законопроектов, находившихся на рассмотрении, парламентарии решили узаконить увеличение с 12% до 13% временной надбавки к таможенной пошлине на ввоз импортных авто, повысить акцизы в 2,5-10 раз на транспортные средства, а также увеличить налог с их владельцев.

Принятые законы пока не вступили в силу. Однако, по прогнозам аналитиков «Атлант-М», ситуация на отечественном авторынке в ближайшие месяцы продолжит ухудшаться. Первый квартал 2009 года будет тяжелым не только для автомобильного, но и для всех потребительских рынков, в первую очередь из-за снижающейся платежеспособности населения. Вместе с тем, многочисленные акции автодилеров, которые заметно увеличили свою рекламную активность, могут убедить в необходимости покупки тех, кто давно ее откладывал.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Никакой ускоренной процедуры по вступлению Украины в ЕС не будет

Об этом заявил министр-делегат по европейским делам при Министерстве иностранных дел Франции Клеман Бон в ...