Главная » Банки » Победителей в «газовой войне» не будет?

Победителей в «газовой войне» не будет?

Надежды на то, что вмешательство Евросоюза и достижение договоренности о присутствии наблюдателей на пунктах входа и выхода газа из украинской газотранспортной сети приведут к возобновлению поставок российского газа в Европу, пока не оправдались.

В течение двух дней «Газпром» предпринимал попытки возобновить поставки газа в Европу. Безуспешно. Украинская сторона утверждает, что маршрут, запрошенный Россией, технологически невозможен, поскольку на одном из участков этого маршрута газ перекачивается в обратном направлении из хранилищ, расположенных в западных областях Украины, в сторону четырех восточных.

Переговоры продолжаются. Премьеры стран Южной Европы, наиболее пострадавших от прекращения поставок газа, курсируют между Москвой и Киевом, предлагая все новые варианты решения проблемы. Однако всякий раз что-то мешает. Россия и Украина обвиняют друг друга в саботаже и провокациях.

Между тем, в западной прессе, которая не склонна вникать в то, кто виноват в отсутствии газа на выходе из украинской трубы, уже пишут о гуманитарном кризисе, перед лицом которого оказалась Южная Европа. Агентство Bloomberg цитирует директора газового направления Оксфордского института энергетических исследований Джонатана Стерна, который говорит о том, что ситуация на юге Европы близка к критической. «Мы должны обеспечить им поставки этого газа, — говорит Стерн, — чтобы они могли обогреваться, готовить еду, вырабатывать электроэнергию. ЕС следовало бы дать России эти деньги».

Потери российской экономики растут с каждым днем. Причем они не ограничиваются 1,2 миллиарда долларов убытков «Газпрома», которые президент Медведев требует взыскать с Украины. Снижение валютной выручки «Газпрома» стало одним из факторов ускорения девальвации рубля. Российский фондовый рынок, еще в начале дня демонстрировавший рост на подросшей нефти и ожиданиях разрешения газового конфликта, сорвался в крутое пике — индекс ММВБ обвалился почти на 7%, напомнив о панических распродажах прошлой осени.

Однако все это только только очевидные краткосрочные удары по европейской и российской экономике. Долгосрочные последствия могут оказаться еще более разрушительными. Главный урок прошлого года заключается в том, что мировая экономика стала за годы глобализации единым механизмом. И кризис в одной стране или группе стран рикошетом бьет по всем без исключения.

Энергетический кризис, разразившийся в начале этого года, может оказаться слишком сильным. Мировая рецессия, в наступлении которой уже не сомневаются даже самые отъявленные оптимисты, имеет все шансы оказаться гораздо глубже и длительнее, чем предусматривают самые мрачные прогнозы.

Это будет означать, что переломить тенденцию к сжатию потребительского спроса в мире если и удастся, то ценой гораздо более масштабных мер, чем те, которые предпринимаются правительствами и центральными банками по всему миру. Пока политики будут обсуждать и утверждать эти меры, мировая экономика может испытать очередную разрушительную волну, подобную той, которая прокатилась планете прошлой осенью.

Нынешний энергетический кризис в Европе серьезно снижает вероятность того, что мировая экономика начнет восстановление во втором полугодии 2009 года. Кроме того, практически во всех странах нарастает раздражение по отношению к своим конкурентам или контрагентам.

Хуже того, газовый конфликт, если решение не будет найдено в ближайшее время, может вылиться в волну взаимных политических и экономических санкций всех против всех: Европы против России и Украины, России и Украины друг против друга. В этом случае трансформация финансового кризиса в экономический продолжится: кризис превратится в социальный и политический.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.