Практически все проблемные банки, получившие внешнюю поддержку, фальсифицировали отчетность, признают в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ). Теоретически любой банк сейчас может в течение нескольких месяцев не отражать в отчетности свое реальное финансовое состояние, пишет «Коммерсант».
Данные оборотной ведомости банков на 1 января, опубликованные Банком России, позволяют, в частности, увидеть, как банкам, столкнувшимся с финансовыми трудностями, на протяжении нескольких месяцев удается скрывать их реальный объем.
Так, в отчетности Московского залогового банка (МЗБ) и банка «Московский капитал» (2 февраля ЦБ отозвал у них лицензии) видны непроведенные платежи по счетам юридических лиц. У МЗБ в декабре были неплатежи на сумму 68,6 млн рублей, у банка «Московский капитал» — на сумму 1,14 млрд рублей.
АСВ объявило о введении временной администрации в эти банки 10 декабря, финансовые трудности в этих банках появились еще в октябре-ноябре. Однако в октябрьской и ноябрьской отчетности этих банков непроведенные платежи зафиксированы не были.
«Отсутствие в отчетности проблемного банка факта задержки или непроведения платежа означает, что банк принимает платежки от клиентов, но не фиксирует этот факт в своих внутренних документах», — говорит бухгалтер коммерческого банка, пожелавший остаться неназванным.
Неплатежи в отчетностях «проявились» после прихода в проблемные банки АСВ. «Временная администрация восстанавливала достоверность отчетностей в целях подготовки доказательной базы для ликвидации банков и передачи их активов и обязательств другим банкам», — поясняет заместитель гендиректора АСВ Андрей Мельников.
В АСВ признают, что практически все проблемные банки «рисовали» отчетности. Среди наиболее часто фальсифицируемых показателей эксперты называют размер потерь по ссудам, искажение качества активов путем занижения объема создаваемых резервов, сокрытие в отчетности непроведенных платежей.