Украинская экономическая действительность превзошла самые худшие прогнозы. Спад в январе, несмотря на все заверения премьер-министра Юлии Тимошенко, что «дно уже достигнуто», резко ускорился. Падение промышленного производства достигло 34,1% (по отношению к январю прошлого года), при том, что в декабре-ноябре оно составляло 26-29%. Обвалилась и розничная торговля, и строительство, и прочие экономические показатели.
Правительство на все это отреагировало своеобразно — Госкомстат отказался ежемесячно обнародовать проценты изменения ВВП (главный показатель экономического развития страны). Наверное, чтоб не заставлять Юлию Владимировну лишний раз заниматься поиском «врагов народа» и «вредителей», которые мешают ей «вот-вот побороть кризис». Правда, глава группы советников Нацбанка Литвицкий «рассекретил» эту страшную тайну, сказав, что по его оценкам в январе падение составило около 20% (!). При том, что и падение ВВП в ноябре-декабре на 14% казалось пределом. Увы — не предел. Нужно готовится к тому, что в этом году мы из кризиса не выберемся. Разве что в следующем. Но, по крайней мере, такое понимание куда лучше, чем вечные «убаюкивающие» заявления госпожи премьер-министра. Предупрежден — значит вооружен.
СМОТРИТЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТАЛЬНЕЕ
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Под откос идут все отрасли украинской индустрии. В машиностроении падение в полтора раза (закрылись почти все рынки сбыта в России и в дальнем зарубежье, падает спрос на наши «Дэу» на внутреннем рынке из-за коллапса кредитования), в пищевой промышленности спад 14% (сжимается потребительский спрос и это только начало).
Все очень тяжело и в главных наших экспортных отраслях — металлургии и химии. Сталевары снизили производство «январь к январю» на 46%. Некоторое оживление в сравнение с провалом конца года наблюдается, но оно, как говорится, мышам на прокорм.
Как отметил директор департамента ГМК Госвнешинформа Владимир Пиковский, с декабря цена нашего экспортного проката упала с $452 до $414/т. Девальвация гривни помогла, но это не панацея. Спрос на мировом рынке по прежнему очень низок. Металлурги работают на экспорт только по «коротким» заказам, надежда — на оживление спроса в мире, который ожидается не раньше середины лета. Но даже в лучшем случае, если оправдается прогноз о росте цен до $450/т, за год наш экспорт составит $10 млрд — более чем в два раза меньше, чем в 2008 году!
ХИМИЯ. Если в целом отрасль упала на 26,8%, то, по словам директора департамента химии Госвнешинформа Дмитрия Гордийчука, наш экспорт (удобрения и аммиак) — почти до нуля. Правда, спасает внутренний рынок: крестьяне осенью поля не удобрили, придется сейчас. А вот зарубежье может показать спрос только в 3—4-м квартале, тогда и отрасль потихоньку начнет выход из кризиса. Тем не менее, по году экспорт уменьшится на 50—60%, спрос в мире будет оживать медленно. Да и на большие поступления СКВ не стоит рассчитывать: цены на удобрения упали с $750 до $280/т.
Другими словами, наши экспортеры-кормильцы в течение года вряд ли выйдут из кризиса (хотя раньше были надежды, что ситуация у них улучшится уже весной). Отсюда и соответствующий прогноз и по курсу гривны, и по экономической ситуации в стране в целом.
ЗАМОРОЗКА СТРОЙКИ
Официально озвученное падение строительства за год на 57,6% независимый аналитик Ярослав Цуканов считает приукрашенным: по его данным, заморожено более 80% новостроя, да и на большинстве «живых» домов создается лишь видимость работы. Дно падения увидим только к концу осени, и то если к этому времени возобновится выдача ипотечных займов населению. А это вряд ли. Так что, стоять стройкам замороженным до конца года, как минимум. Цены в них конечно упадут — только кто будет покупать жилье в недостроях?
РЕЦЕПТЫ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА
Пути выхода из кризиса, предлагаемые экономистами, схожи. «МВФ уже дал его — надо сократить бюджет, — говорит нардеп из НУНС Ксения Ляпина. — Возможно, придется затронуть и защищенные статьи, и это надо честно сказать народу. Сегодня главное — сохранить рабочие места, это даст возможность платить людям хоть что-то и погасить долги в будущем».
«Необходимо радикально урезать расходы бюждета, — считает старший научный сотрудник Института экономики НАНУ Александр Кошик. — А также вернуть возможность Нацбанку нормально проводить рефинансирование банков. Кабмин должен контролировать эту процедуру, но не блокировать».
«У правительства мало рычагов, потому что наша экономика ориентирована на экспорт, — говорит экономист Александр Жолудь. — Потому, пока не улучшится ситуация в мире, все, что оно может сделать — поддерживать рынок труда. Прежде всего, поддержав малый и средний бизнес — чтобы безработные могли открыть свое дело. И, безусловно, пересмотреть бюджет. Сохранить неизменными нужно только соцстатьи — это и спасет от волнений, и поддержит спрос, ведь невыплаченная зарплата — это и невыкупленные товары».
«В СЛУЧАЕ ДЕФОЛТА ГРИВНЯ УПАДЕТ ДО 20-25 ЗА ДОЛЛАР»
Европейские эксперты в лице аналитика Commerzbank Ульриха Лейтманн оценивают достоверность дефолта украинского государства в 90%, и произойти он может в ближайшие два квартала. «Стоимость наших гособлигаций сильно снизилась, это и дало основание Commerzbank прогнозировать дефолт с вероятностью в 90%», — объяснил «Сегодня» аналитик одной из инвесткомпании Марьян Федоришин.
Правда, наши эксперты считают, что Украине как государству дефолт, скорее всего, не грозит. Сумма долга, которую должно погасить наше государство сравнительно небольшая $2 млрд. А вот что касается государственных и частных компаний — то тут угроза дефолта более чем реальная.
«Сумма долга, которую должны вернуть наши банки и предприятия в 2009 году, около $25 млрд. Реально возвращать придется около $10 млрд., но это все равно большая сумма», — поясняет Федоришин. По его данным, вероятность дефолта высока в банке «Надра» и у многих строительных компаний, средняя — у «Нафтогаза» и у крупных украинских банков.
«Процесс дефолтов уже идет: на пути к нему «Надра» и «Родовид банк», — считает финансовый аналитик Виктор Тыркало. — Падение ключевых банков не только ударит по клиентам (депозиты и операции по счетам заморозят, люди даже не смогут снять зарплату с карточек — Авт.), но потянет за собой дефолт в производственной сфере, а это сокращение рабочих мест ».
Дефолт банков и предприятий, а тем более государства в целом, приведет к коллапсу финансовой системы и девальвации гривны. По прогнозам руководитель информационно-аналитического центра «Форекс Клуб» Николай Ивченко в таком случае гривня обвалится до 20—25 грн. за доллар.
Отметим, что вероятность дефолта резко увеличится, если МВФ таки откажет Украине в предоставлении кредита. Собственных резервов Нацбанка ($28 млрд.) даже если Россия подсобит с кредитом в $ 5 млрд. не хватит, чтоб оплатить внешние долги украинского государства, предприятий и банков, да еще и удерживать от обвального падения гривню.