Виктор Пинзеник – банкир и финансист. Потому он говорит о кредитах и банках. Одновременно он – внутренний оппозиционер в БЮТ и потому высказывается максимально осторожно. Он считает, что кризис продлится два года, а спасение рядового украинца заключается в стимулировании потребления. И он догадывается: его не послушают…
Украинская версия кризиса осложняется нагрузкой на валютный курс, большим внешним долгом, в первую очередь в корпоративном секторе, дефицитом Пенсионного фонда, несбалансированностью бюджета НАК «Нафтогаз». Главной опасностью в нынешней стратегии преодоления кризиса он считает неразумное печатание денег, то есть решение проблем экономики чисто монетарными методами, что вполне понятно в условиях этого – предвыборного – времени. Он видит первоисточник кризиса в кризисе банковского сектора. Недавний кредитный рай для среднего менеджера вполне по сердцу экс-министру финансов. И потому он, в первую очередь, говорит о возрождении банковского сектора и кредитовании национальной экономики. На начало 2009 года кредиты уже превышали 70% ВВП страны. Гривна потеряла доверие населения. Восстановление такого доверия может быть достигнуто путем восстановления капитала банков (рекапитализации). Однако само это понятие максимально дискредитировано «фирташевским» траншами НБУ в конце 2008 года. Тем не менее, Пинзеник говорит именно об этом – о сердце экономики, которой он, как бывший финансист, считает именно банковскую систему.
Возрастающий рост социальных расходов Пинзеник считает одним из ключевых факторов разбалансирования нынешнего бюджета. Именно по причине неприятия этого бюджета он и ушел в отставку — после опубликования своего знаменитого «письма к Тимошенко». 55% бюджета на социальные выплаты и 0,5% на капитальные затраты, такие как фундаментальная инфраструктурная реконструкция дорог, объектов ЖКХ и т.д.
Нынешний кризис потребления, причиной которого является, по Пинзенику, паралич системы движения денег, при сохранении, в принципе, их покупательной способности, может уже в ближайшее время обернуться ситуацией, аналогичной 1990-м, когда при высокой инфляции будет наблюдаться массовое обесценивание еще получаемых населением денег. Предпосылки этого налицо – скачкообразный курс гривны в отношении доллара имеет более психологический характер, чем реальное экономическое обоснование. Но виновны в этом, в первую очередь, банки, начавшие полгода назад спекуляции на валютном рынке и заодно заморозившие выдачу депозитов.
Потому среди планов возрождения банковского сектора Пинзеник, в первую очередь, называет рекапитализацию – не оп «принципу Фирташа», а подлинную – с приоритетом частных инвесторов, участием государства Пинзеник считает необходимым только в случаях, когда таких реальных инвесторов просто нет. Должна проводиться быстрая процедура ликвидации «несистемных» банков. Причем банки нужно ликвидировать тогда, когда они еще имеют «живые» активы, а не когда банк уже находится в «предынфарктном» состоянии. Реструктуризация обязательств перед кредиторами должна иметь добровольный характер со стороны банков. И – отмена моратория на снятие депозитов – по каждому банку отдельно.
Это в банковском секторе. Вторая любимая тема Пинзеника – бюджет. Он призывает ни в коем случае не решать проблемы гигантского бюджетного дефицита через налоговые меры. Основной ресурс пополнения бюджета находится в самом бюджете и требует сбалансирования Пенсионного фонда, увязки системы льгот с доходами, повышения – увы! – цен на газ и коммунальных тарифов и установления муниципальных институционных надбавок к коммунальным тарифам и ценам на электроэнергию с целью модернизации коммунального хозяйства.
Предлагает Пинзеник и инфраструктурные проекты – чтобы бюджету было, куда вкладывать высвободившиеся средства. Это строительство и ремонт дорог, сооружение объектов к Евро-2012, строительство новых линий электропередач, и — внимание! – удешевление кредитов на сооружение жилья сроком на два года. В 2009 году Виктор Пинзеник планирует такое увеличение на 20%, в 2010-м – на 10%.
В качестве дополнительных мер по возрождению экономического роста бывший министр финансов предлагает отменить мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения, приватизировать шахты и ввести исключительно аукционное право продажи прав на разведку и добычу полезных ископаемых.
Вот такой набор мер. Среди них – непонятные рядовому обывателю, но, тем не менее, вполне революционные. Их можно было бы даже счесть прогрессивными, если бы не удивительный отход экс-министра финансов от монетаризма и критика нынешнего правительства именно за монетаристский характер решения проблем. Вряд ли кто-то из граждан способен в нынешних условиях воспринять очередной тезис о снижении социальных затрат. Все понимают, что заявление Пинзеника – в большинстве своем декларативные. На уровне деклараций можно высказывать очень здравые мысли, но их осуществление требует радикальной смены всего экономического курса и мировоззрения власть предержащих. К числу последних относился и относится сам Виктор Пинзеник. И потому он прекрасно понимает сугубую академичность своих выкладок. И остается при этом членом фракции БЮТ, а его партия Реформы и порядок» — в коалиции с Блоком Юлии Тимошенко.
«Солянка сборная» методов Пинзеника по выведению Украины из кризиса – ничто иное, как набор правильных тезисов, высказываемых для очередного самопиара. Реальная политика слишком часто не имеет ничего общего с правильными, по сути академическими тезисами. И правильным экономистам стоит держаться от нее подальше – что показывает пример неплохого банкира Ющенко Виктора Андреевича, ставшего самым непопулярным президентом в истории Украины.
Виктор Пинзеник прав лишь в одном: кризис быстро не закончится. И он сам приложил к созданию этого кризиса руку, будучи министром финансов в «золотые» предкризисные времена 2008-го. Потому отнесемся к его экономическим советам с пониманием и признаем: пророки в своем отечестве есть. Когда они перестают быть действующими министрами и нести ответственность за положение дел в кризисной стране.