Тогда же автор этой колонки предлагал взять на вооружение стратегию ВЭБа, который стал агентом минфина по размещению средств ФНБ, тем, у кого крепкие нервы и достаточно «длинные» деньги. При этом средств, сопоставимых с теми, которые получил государственный агент, не требовались — миллиарды вполне можно было заменить тысячами, тогда инвестированная сумма вполне могла уложиться в 175 тысяч рублей — деньги отнюдь не неподъемные для весьма значительного количества граждан.
Впрочем, «очень неплохая доходность» — понятие весьма растяжимое. Для того, чтобы оценить точнее, сколько мог заработать ВЭБ, можно исходить из информации. вполне доступной в открытых источниках. Известно, что деньги на счета ВЭБа начали поступать 22 октября. Тогда же появилась информация, что банк намерен инвестировать эти деньги равными долями — по 5 миллиардов в день.
Таким образом, начиная с 23 октября, ВЭБу хватило бы денег на 35 рабочих дней, если учесть, что всего банк получил 175 миллиардов рублей. Глава ВЭБа Михаил Дмитриев заявлял, что покупаться будут не только акции. но и облигации российских эмитентов. Можно сделать допущение. что на облигации пошла половина суммы. Соответственно на акции пошло по 2,5 миллиарда в день.
Известны также и приоритеты ВЭБа. Дмитриев неоднократно заявлял, что покупать будет прежде всего акции госкомпаний, особенно тех, которые проводили «народные IPO» — Сбербанка, ВТБ. Роснефти и Газпрома. Кроме того, большинство участников рынка сошлись на том, что ВЭБ покупал и акции Лукойла, который традиционно служит одним из индикаторов и драйверов российского рынка.
Получается 5 эмитентов, в акции каждого из которых ВЭБ вкладывал по 500 миллионов рублей в день. Если использовать для подсчета купленных акций цену закрытия, что вероятно даже несколько выше реальной стоимости, по которой ВЭБ приобретал бумаги (появление госагента на рынке нередко вело к сильному росту котировок), получаются следующие результаты.
Куплено: около 157,45 миллиона акций Газпрома по средней цене 111,15 рубля за акцию, около 19,57 миллиона акций Лукойла по 894 рубля, почти 172 миллиона акций Роснефти по 101,75 рубля, 511,44 миллиона лотов (по 1000 акций в каждом) ВТБ по 34,22 рубля за лот и 745 миллионов акций Сбербанка в среднем по 23,5 рубля.
При этом в четверг 9 апреля на закрытии рынка эти же бумаги стоили: Газпром 147,9 рубля, Лукойл — 1640 рублей, Роснефть 184,6 рублей, ВТБ 32,2 рубля и Сбербанк — 26,9 рубля. Несложно заметить, что единственное, на чем пока теряет ВЭБ 5,9% — акции ВТБ. Эти потери с лихвой компенсируют друггие бумаги. Даже Сбербанк, отстающий от всего рынка приносит 14,5% прибыли. Газпром дороже на треть средней цены ВЭБа, а нефтяные компании — Роснефть и Лукойл и вовсе дороже на 81,4% и 83,4% соответственно.
В среднем весь портфель акций принес ВЭБу 41,3%. Если в акции было инвестировано 50% от выделенных минфином средств — 87,5 миллиарда рублей — то в четверг ВЭБ мог зафиксировать прибыль в размере 36,13 миллиарда рублей.
Более того, можно не сомневаться, что сейчас, когда рынок стал ликвидным. и объемы торгов позволяют аккуратно избавляться от больших пакетов акций, ВЭБ зафиксирует часть прибыли, продав принесшие самый высокий доход бумаги, чтобы купить их потом дешевле.
Понятно, что это не более чем промежуточный результат, и в мае российский рынок может ждать новая волна распродаж. Однако частный инвестор, который взял на вооружение предложенную стратегию. мог бы уже зафиксировать очень неплохую прибыль, которая с лихвой перекрывает инфляцию. Сейчас, после того как рынок сильно и резко вырос, покупать уже поздно, но с мае-июне рынок даст еще один шанс тем, кто не успел в октябре-декабре.