Российский вице-премьер Игорь Сечин на переговорах с еврокомиссаром по энергетике Андрисом Пиебалгсом заявил, что «январская трагедия получит катастрофическое продолжение», если ЕС откажется совместно с Россией финансировать закачку газа в украинские хранилища. А если ЕС будет настаивать на запуске нефтепровода Одесса – Броды в обратном направлении, пообещал «перекрыть» Восточной Европе не только газ, но и нефть.
К традиционному заседанию постоянного совета «Партнерства по энергетике Россия-ЕС» в Москве еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс подготовил официальный ответ Евросоюза на российские предложения по пересмотру Энергохартии – «концептуальный подход», предложенный президентом Медведевым в конце апреля во время визита в Финляндию. «Энергетическая хартия была подписана и ратифицирована странами, и заменить ее невозможно»,– лишил российскую сторону всякой надежды Андрис Пиебалгс, добавив, что предложенный Россией концептуальный подход носит «слишком глобальный характер», пишет «Коммерсант».
Российские собеседники Пиебалгса в споры на этот счет вступать не стали, упрямо повторив свою позицию. На переговорах российская сторона сосредоточилась на более важной для нее на данной момент теме – газотранспортной системе (ГТС) Украины.
В связи с этим Андрис Пиебалгс заверил собеседников в том, что у ЕС «нет планов изолировать Россию от модернизации украинской ГТС». Пиебалгс подчеркнул, что решение будет приниматься не Еврокомиссией, а на уровне компаний: «мы не хотели повредить России».
Но на всякий случай вице-премьер Игорь Сечин объяснил, какими могут быть последствия попытки упомянутой Андрисом Пиебалгсом изоляции России. По его словам, «трагедия, которую мы пережили в январе, получит катастрофическое развитие» в том случае, если Украина не успеет вовремя закачать в свои подземные хранилища (ПХГ) 19,5 млрд кубометров газа для обеспечения транзита топлива в Европу в холодное время года.
Дело в том, что в холодное время года Украина сама расходует российский газ, закупаемый на своих восточных границах, а в Евросоюз отправляет газ из ПХГ, расположенных у западных границ страны. Сейчас же, по словам Сечина, в украинских хранилищах не хватает газа для функционирования ГТС Украины, так как имевшиеся ранее объемы были израсходованы во время газового конфликта в январе 2009 года. При этом если в прежние годы Украина закачивала газ в ПХГ именно в начале года, то теперь, ожидая снижения цен на газ осенью, Киев сократил закупки до минимума. «Сможет ли ГТС вне графика поставки европейским потребителям обеспечить закачку в ПГХ – это большой вопрос,– заявил Игорь Сечин.– Мы хотим обратить ваше внимание, что даже если сегодня, завтра, в ближайшее время будет найдено решение по финансированию, закачке и нахождению этих объемов газа, то у ГТС Украины есть свои ограничения, связанные с мощностью».
Фактически Игорь Сечин обрисовал сценарий очередного газового кризиса в Восточной Европе будущей зимой, пояснив, что избежать его можно только в том случае, если ЕС и Россия будут совместно финансировать закачку газа в украинские ПХГ. При этом, по его словам, на этот счет должно быть принято политическое решение на государственном уровне. «Может быть, госкредиты являются наиболее адекватной и эффективной в данном случае мерой, так как она повышает уровень ответственности получателей этих средств»,– сказал он.
Призвав европейцев «не успокаиваться и убрать риски в ближайшей перспективе, особенно в связи с тем, что риски возрастают», Сечин напомнил еврокомиссару, что наряду с газовым кризисом в Восточной Европе в ближайшее время может возникнуть и нефтяной. Вице-премьера обеспокоили планы запуска нефтепровода Одесса-Броды в обратном направлении. До сих пор по этой трубе российская нефть доставлялась в порты Черного моря. Однако, согласно давнему плану украинского руководства, в ближайшем будущем в одесский порт может пойти азербайджанская нефть, доставленная танкерами из грузинского порта Супса, после чего по трубе Одесса-Броды она будет экспортироваться в Польшу. 24 апреля в Польше уже было утверждено ТЭО этого проекта.
«Мы бы хотели обратить внимание на угрозы, которые встанут перед европейскими потребителями»,– предупредил Сечин. Так, по его словам, проблема вовсе не в том, что российская компания «Транснефть» больше не сможет использовать ответвление от нефтепровода «Дружба» в направлении Одессы. «Мы можем эти десять миллионов тонн нефти и на другом направлении переварить,– заверил вице-премьер.– Запуск трубы Одесса-Броды в обратном направлении – это запрет поставки российской нефти в сторону НПЗ Словакии, Чехии и Венгрии». Что, по мнению Сечина, чревато новыми рисками для поставок энергоносителей из РФ в Европу.
Представитель ЕС был явно впечатлен аргументами Москвы и призвал лишь «вести переговоры в атмосфере, которая не свидетельствовала бы о том, что завтра наступит катастрофа».