Главная » Компании » Газпром. «Газовое» могущество

Газпром. «Газовое» могущество

Встреча премьер-министров Сильвио Берлускони и Владимира Путина, состоявшаяся 16 мая 2009 года, дала зеленый свет одному из главных газотранспортных проектов России — «Южному потоку». При этом не обошлось и без сюрпризов. По итогам подписания соглашений выяснилось, что мощность газопровода будет увеличена более чем вдвое, а его стоимость окажется в разы меньшей, чем считалось прежде. На следующий день состоялись переговоры Путина с турецким премьером Реджепом Тайипом Эрдоганом, в ходе которой стороны договорились о прокладке «Южного потока» по территории Турции.

«Южный поток»
Расписание встречи итальянского премьер-министра Сильвио Берлускони и его российского коллеги Владимира Путина было известно заранее и никаких сюрпризов не предвещало. По итогам переговоров должно было быть объявлено о начале реализации газотранспортного проекта «Южный поток» (South stream). Все так и произошло, но без неожиданностей не обошлось.

16 мая 2009 года российский газовый концерн «Газпром» подписал пакет документов по реализации «Южного потока» с болгарской энергетической компанией Bulgraian Energy Holding, греческой DESFA и сербской Srbijagas. Среди подписанных документов есть соглашения о сотрудничестве при строительстве газопровода для транзита газа через территории Греции, Болгарии и Сербии.

В целом документы определяют принципы взаимодействия сторон на прединвестиционной стадии строительства «Южного потока», а также устанавливают условия, порядок и механизмы деятельности совместных предприятий, которые будут созданы для возведения газопровода. Ранее были заключены межправительственные соглашения, которые позволяют реализовать строительство сухопутных частей «Южного потока». И, в общем-то, заключение базовых соглашений ни для кого новостью не стало.
Сюрпризы начались после того, как глава «Газпрома» Алексей Миллер подписал с итальянской энергетической компанией Eni «Второе дополнение к меморандуму о взаимопонимании». Согласно этому документу, было принято решение о том, что мощность «Южного потока» будет увеличена более чем вдвое с 31 до 63 миллиардов кубометров в год. При этом, как отмечает газета «Коммерсант», инициатором повышения мощности был отнюдь не «Газпром».

Как ожидается, по «Южному потоку» будет прокачиваться почти половина газа, который сейчас Европа получает из России транзитом через Украину. Для последней такое откровение во время пятничного подписания соглашений, по видимому, оказалось неприятным известием. Впрочем, реакции от Украины пока не последовало. Зато стало понятно, что и увеличение мощности, и увеличение объемов прокачки в обход транзитной Украины могут свидетельствовать, что Европа к «вотчине» Виктора Ющенко доверие потеряла.

Между тем, значительное увеличение мощности «Южного потока» фактически означает и резкое увеличение стоимости строительства газопровода. Уже после подписания договоров Миллер объявил, что стоимость трубопровода и впрямь вырастет… до 8,6 миллиарда долларов. Ранее возведение «Южного потока» оценивалось в 25 миллиардов долларов. Разницу в оценках стоимости собравшимся журналистам Миллер пояснил так: «Я вам других цифр не называл».

Следует отметить, что «Газпром» и правда никогда прежде точной оценки строительства «Южного потока» не давал, а значит не понятно, подорожал ли газопровод на самом деле или, наоборот, — подешевел как минимум втрое.

Турецкое черноморье
17 мая состоялась встреча Путина с его турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. В ходе переговоров тема «Южного потока» также была одной из основных. Дело в том, что хотя Турция и не участвует в строительстве газопровода, «Южный поток» может все же пройти по ее территории.

Сейчас совместное предприятие «Газпрома» и Eni, занимающееся газопроводом, рассматривает несколько вариантов прокладки "Южного потока": по дну Черного моря с украинской стороны или с турецкой. В свете „газовой“ русско-украинской войны, отгремевшей в январе 2009 года, кажется, что турецкий маршрут для российского концерна является более предпочтительным. Впрочем, как ожидается, окончательный ответ на этот вопрос „Газпром“ даст до конца текущего года.
В ходе переговоров стороны условились, что в случае, если „Газпром“ изберет турецкий маршрут „Южного потока“, Турция к этому отнесется лояльно. Как отмечает „Коммерсант“, договориться об этом Путину было не просто, поскольку для Турции до сих пор остается загадкой, зачем необходимо строить „Южный поток“, если есть „Голубой поток“ (Blue stream).

Ранее Турция неоднократно предлагала увеличить мощность последнего за счет строительства дополнительной ветки — „Голубой поток-2“ — по которой газ поставлялся бы в Европу, то есть фактически туда же, куда будет прокачиваться по „Южному потоку“. Путин долго торговаться с Эрдоганом не стал: стороны договорились о том, что начнется строительство второй ветки „Голубого потока“. Это и понятно: для России увеличение экспорта газа всегда на благо — и экономика получит поддержку, и государственный „Газпром“ станет прибыльнее.

Договориться с Турцией о прокладке „Южного потока“ по дну турецкой части Черного моря удалось и по другой причине — Россия для страны является главным поставщиком газа. Ежегодно Турция для своих нужд закупает до 24 миллиардов кубометров российского газа, причем стране требуется увеличение поставок. Топливо в Турцию поступает также из Ирана, Египта и Азербайджана, однако последние почти каждую зиму временно ограничивают поставки газа.

Впрочем, вопрос поставки газа на ближайшие несколько лет для Турции также был решен. Стороны продлили два контракта на прокачку газа из России, которые истекают в 2011-м и 2012 годах. При этом было заключено соглашение о поставке дополнительных шести миллиардов кубометров газа в год. Таким образом, теперь в Турцию будет прокачиваться до 30 миллиардов кубометров топлива.

Европейский конкурент
Пока „Газпром“ занимался наращиванием своего „газового“ могущества, Европа тоже решила не стоять на месте. В минувшие выходные участники газотранспортного проекта Nabucco, считающегося главным конкурентом „Южного потока“ и чуть ли не гарантом энергетической безопасности Европы, договорились о поставках газа из полуавтономной провинции Ирака Курдистан в количестве, достаточном для запуска газопровода к 2015 году.

17 мая австрийская энергетическая компания OMV и венгерская MOL подписали соглашения о покупке по 10 процентов акций Pearl Petroleum Company, которой принадлежит два проекта по разработке иракских месторождений стоимостью в восемь миллиардов долларов. На одном месторождении — Khor Mor — сейчас добывается 2,5 миллиона кубометров. Разведка второго — Chemchemal — начнется в 2009 году. Как ожидается, к 2015 году на них будет добываться до 85 миллионов кубометров газа в день. Часть этого объема будет обеспечивать потребности Курдистана, а остальной газ пойдет на экспорт.
Nabucco должен пройти через Турцию и балканские страны до Австрии, а затем в Германию. Реализация проекта оценивается в 7,3 миллиарда долларов. В консорциум Nabucco, реализующий проект, входят австрийская OMV, венгерская MOL, румынская Transgaz, болгарская Bulgargaz, турецкая Botas и германская RWE. Согласно проекту, начиная с 2015 года по Nabucco должно прокачиваться 42,5 миллиона кубометров газа в день. Позже мощность газопровода должна увеличиться до 85 миллионов кубометров в день, или 31 миллиарда кубометров газа в год.

Ранее Европе не удавалось решить вопрос о наполняемости газопровода, поскольку Азербайджан — единственный законтрактованный поставщик — не может обеспечить поставки топлива в нужном объеме. 8 мая Казахстан, Туркмения и Узбекистан, которые могли бы заполнить Nabucco, отказались подписать соответствующую декларацию.

Теперь же, когда Европе удалось найти топливо для проекта, призванного снизить зависимость ЕС от российского газа, сомнения в его реализации начали отходить на второй план. Зато, похоже, это обеспокоило Россию. 18 мая министр энергетики России Сергей Шматко заявил, что Nabucco не сможет составить конкуренцию „Южному потоку“, поскольку газ для европейского газопровода будет более дорогим. Кроме того он отметил, что „Южный поток“ будет введен в строй раньше Nabucco.

„Южный поток“ имеет все шансы быть достроенным раньше, поскольку все возможные соглашения для реализации проекта уже подписаны. Соглашения о реализации Nabucco тоже подписаны, однако договоренность с Турцией является слабым звеном проекта. Дело в том, что Турция с 2005 года активно добивается вступления в Евросоюз, но Брюссель с принятием страны в ряды ЕС не спешит. Это означает, что Турция в любой момент может отказаться от сотрудничества с Евросоюзом и окончание строительства Nabucco отодвинется на неопределенный срок.

В любом случае, если возведение Nabucco и будет завершено в срок, Евросоюзу все равно придется решать множество задач, главной из которых станет „переманивание“ потребителей российского газа на газ из европейского трубопровода. А это будет сделать не просто, особенно если учесть, что часть стран ЕС около половины потребляемого газа закупают в России, а некоторые и вовсе полностью зависят от российских поставок.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Вал российского зерна ведёт к снижению мировых цен вдвое от пиковых значений

Россия уверенно закрепляет свои доминирующие позиции на рынке пшеницы, сообщает Bloomberg.