Создание в Сербии банка для осуществления совместного финансирования этого проекта, соглашение с ENI по поводу увеличения мощности газопровода, вхождение в капитал венгерской группы MOL… Москва пускает в ход все средства, чтобы ускорить реализацию своего проекта и замедлить осуществление конкурирующего европейского проекта — Nabucco.
Москва хочет, чтобы ничто не мешало проведению в жизнь ее проекта по строительству газопровода «Южный поток». И главным образом — конкурентный проект Nabucco, который под лозунгом обеспечения энергетической безопасности поддерживает Европейский Союз. И чтобы выиграть эту партию, все средства хороши.
Партнеры российского проекта сталкиваются с проблемами финансирования? Стоит ли об этом и говорить: создадим для этого банк. Сербская газовая компания Srbijagas и «Газпром» создадут новый банк для «облегчения» реализации проекта «Южный поток» и финансирования его сербского участка. «Новый банк, возможно, будет частью „Газпромбанка“, однако мы по-прежнему находимся в процессе переговоров», — заявил в понедельник генеральный директор сербской компании Душан Баятович (Dusan Bajatovic).
С целью строительства участков газопровода, проходящих по суше (а этот трубопровод имеет жизненно важное значение для российских интересов) Алексей Миллер, генеральный директор «Газпрома», подписал 15 мая в Сочи специальные соглашения с некоторыми транзитными странами: Болгарией, Сербией, Венгрией и Грецией. Создание российско-сербского банка — один из примеров, иллюстрирующих деятельность «Газпрома» в этом направлении.
Повысить производительность газопровода
Россия уже давно выдвигает различные инициативы, направленные на то, чтобы продвигать проект «Южный поток» и, если возможно, вредить строительству газопровода Nabucco, однако список продолжает удлиняться.
Первый пример: Россия старается проявлять внимание к своим союзникам. 15 мая этого года «Газпром» и итальянская компания ENI, стоявшие у истоков создания проекта «Южный поток», подписали дополнение к совместному соглашению. Оно, в части, предусматривает увеличение производительности газопровода с 31 до 47 миллиардов кубометров газа в год. Это делается с целью превысить предполагаемую производительность Nabucco (31 миллиард кубометров) и, таким образом, сделать конкурентный проект менее привлекательным. К тому же, группы Eni и Enel подписали соглашение по продаже «Газпрому» 51% капитала компании «СеверЭнергия» за 1,5 миллиарда долларов. Эта операция будет произведена в два этапа до 2010 года и принесет 900 миллионов долларов ENI и 600 миллионов Enel. В обмен на этот «подарок» участие Eni в «СеверЭнергии» снизится с 60% до 29,4%, а участие Enel с 40% до 19,6%.
Другой пример: продвижение «троянского коня». В конце марта этого года «Сургутнефтегаз», энергетическая компания, близкая к премьер-министру Владимиру Путину, потратила 1,4 миллиарда евро на приобретение 21,2 % капитала венгерского нефтехимического гиганта MOL, с целью «получить контроль над этим ключевым членом консорциума по строительству газопровода Nabucco», как утверждают некоторые эксперты на интернет-сайте EurActiv. В самом деле, венгерская компания MOL, как и MOL австрийская, являются членами консорциума по строительству газопровода Nabucco, среди которых фигурируют также немецкая компания RWE, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz и турецкая Botas.
Вхождение «Сургутнефтегаза», второй по величине российской нефтяной компании, в капитал MOL за счет акций, купленных по цене, вдвое превышающей их биржевую стоимость, произошло 29 и 30 марта, в то время как Венгрия переживала политический кризис, завершившийся отставкой бывшего премьер-министра Венгрии Ференца Дюрчаня (Ferenc Gyurcsany).
Его преемник Гордон Байнаи (Gordon Bajnaj) осудил соглашение с «Сургутнефтегазом». А венгерские депутаты, такие как Андраш Дьюрк (Andras Gyurk), хотят, чтобы Европейская комиссия наложила вето на эту сделку. Как бы то ни было, «Сургутнефтегаз» (даже если официальное одобрение венгерских властей еще не было получено) стал четвертым по величине акционером MOL. По мнению экспертов, новый акционер теперь «будет оказывать все более сильное давление, чтобы сместить венгерское руководство MOL и заменить его пророссийской командой», — добавляет Euractiv.