Главная » Компании » Прибалтика: политика душит экономику

Прибалтика: политика душит экономику

К позиции Литвы, отказавшейся выдать Еврокомиссии мандат на начало переговоров с Россией о заключении нового базового соглашения, прислушались. На переговорах с представителями ЕС в Вильнюсе литовская сторона настояла на том, чтобы ее условия для подписания мандата на переговоры были выполнены. Вместе с тем, новый договор больше необходим Евросоюзу, тогда как Россия вполне может выстраивать собственные отношения с каждым из членов ЕС в отдельности.

Напомним, что на состоявшемся 29 апреля в Люксембурге заседании Совета по общей и внешней политике ЕС Литва отказалась выдать Еврокомиссии мандат на начало переговоров с Россией о заключении нового базового соглашения. В Брюсселе «тихий выпад» Вильнюса был воспринят с раздражением, поскольку у остальных членов Европейского сообщества сомнений относительно необходимости подписания нового соглашения с Россией уже нет. Председательствующая в ЕС Словения еще до люксембургской встречи надеялась, что все пройдет гладко.

Чтобы урегулировать ситуацию с претензиями в адрес России, в Литву отправился министр иностранных дел Словении. Но на состоявшихся накануне переговорах в Вильнюсе Литва все же настояла на том, чтобы ее условия для подписания мандата были выполнены. Литва выдвинула требование, чтобы в текст мандата было включено упоминание о четырех декларациях, в которых содержатся предварительные требования Литвы к России. Речь идет о возобновлении поставок нефти по нефтепроводу «Дружба», об оказании правовой помощи в расследовании некоторых уголовных преступлений, о конструктивном участии в разрешении «замороженных» конфликтов в Молдавии и Грузии и о возмещении расходов по возвращению на родину граждан Литвы, насильственно депортированных в Россию «в годы тоталитаризма». Достигнута договоренность о продолжении переговоров на эту тему с остальными 23 государствами Евросоюза.

Как заявил по итогам вильнюсской встречи министр иностранных дел Словении Димитрий Рупел, в ходе дискуссий была «найдена золотая середина» и теперь можно приступать к обсуждению нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве ЕС с Россией.

Переговоры могут начаться на саммите ЕС — Россия 26-27 июня. Евросоюз хотел бы, чтобы новое соглашение с Россией охватывало полный спектр вопросов, в том числе торговлю, энергетику, миграцию, права человека и сотрудничество в области политики.

После того как России и Польше удалось урегулировать затяжной политико-экономический кризис в отношениях, Варшава заявила о готовности снять вето на переговоры по новому соглашению Россия-ЕС. Несмотря на то, что практических сдвигов на пути к переговорам пока не произошло, власти России и Евросоюза рассчитывали, что диалог по соглашению начнется до конца текущего года. Однако неожиданный сюрприз преподнесла Литва, ставшая единственным государством, которое выставило предварительные условия к принятию отредактированного проекта договора.

У Москвы блокирование Литвой начала переговоров по новому базовому соглашению не вызвало особого беспокойства. В России считают, что с практической точки зрения ничего страшного в такой отсрочке нет. Новый договор больше необходим Евросоюзу, тогда как Россия вполне может выстраивать собственные отношения с каждым из членов ЕС в отдельности.

Безусловно, новый договор о партнерстве и сотрудничестве оформлять необходимо — хотя бы из соображений «узаконивания» отношений РФ-ЕС. Вместе с тем, подобные неприятные заминки, особенно по причине политического эгоизма со стороны «новичков» Евросоюза, негативно отражаются на общем фоне отношений между РФ и ЕС.

Блокируя начало переговоров РФ-ЕС, официальный Вильнюс попытался привлечь внимание Европы не столько к трудностям в отношениях между Россией и Литвой, сколько к более общей проблеме — состоянию связей Москвы с бывшими советскими прибалтийскими республиками в целом.

В Москве, похоже, до сих пор не особенно определились со стратегией поведения в отношении Прибалтики. Особенно это заметно в сфере экономического сотрудничества, в которой наступило явное похолодание. Но вряд ли будет корректным утверждение, что виновны в этом только Эстония, Латвия и Литва.

С одной стороны, у прибалтийского бизнеса существует колоссальный интерес к взаимным с Россией проектам, инвестициям. С другой, – взаимовыгодному сотрудничеству все еще мешает излишняя политизированность отношений. Сигналы о намерении устанавливать и развивать экономические связи с Россией от прибалтийского бизнеса поступают, однако они глушатся попустительством властей этих стран в отношении реабилитации фашизма и затягиванием решения проблемы «некоренного» населения.

Однако и подчас неуклюжие шаги Москвы также не добавляют оптимизма. Достаточно вспомнить хотя бы только «оперативное» и «своевременное» выявление Роспотребнадзором превышения содержания бензапирена в латвийских шпротах или хулиганство представителей молодежных движений в отношении посла Эстонии в России.

Реакция Москвы вполне понятна. Нельзя оставлять без внимания такие вещи как марши легионеров или принятие скандальных законов о языке и гражданстве. Однако многие бизнесмены выражают недоумение по поводу того, что изменение политической конъюнктуры ощутимо отражается на уже налаженных деловых отношениях.

Между тем, как сетуют некоторые представители деловых кругов, в российских государственных структурах не существует единого органа, который бы координировал и направлял экономические связи, устанавливал бы единые и понятные для бизнеса «правила игры». В качестве примера можно привести работу латвийско-российской межправительственной комиссии. Она была создана еще в 1997 году. Однако ее работа идет ни шатко, ни валко — то отношения между странами резко обострятся, то руководителей комиссии поменяют.

Представители российского МИД постоянно утверждают, что одним из приоритетных направлений работы внешнеполитического ведомства является поддержка деловых кругов, оказание всяческого содействия в их усилиях по установлению партнерских связей. Однако политические гарантии экономической стабильности может дать только власть, которая, как считают некоторые эксперты, до сих пор не определила, как строить стратегические отношения с прибалтийскими государствами. Соответственно, как большому, так среднему и малому бизнесу не понятно, на кого уповать в этой ситуации.

Возможности экономического партнерства России и Прибалтики лежат, прежде всего, в областях, где интересы сторон схожи. Это развитие транспортной, энергетической систем, научно-техническое сотрудничество. Эксперты уверяют, что существует огромное количество направлений, в которых можно приложить усилия и добиться ощутимых взаимовыгодных результатов.

На сегодняшний момент Прибалтика для России является реперной точкой, которая во многом определяет отношения с Европой. По данным МЭРТ, Евросоюз — крупнейший торговый партнер Российской Федерации, на долю которого приходится более 51,5% (56,1% экспорта и 43,4% импорта) российского внешнеторгового товарооборота.

Несмотря на это, при общих стабильных за последние три года темпах роста экспорта российского промышленного оборудования с высокой добавленной стоимостью «его экспорт в страны ЕС застыл на одном уровне», отмечают в МЭРТ. В результате доля Евросоюза в российском экспорте этих товаров снизилась с 23,4% в 2001 году до 15,2% в 2007 году. Для сравнения — доля поставок в Индию выросла с 5,3% до 8,4%. И очень заметно возросла доля стран СНГ — с 28,5% до 48,2%, констатируют в МЭРТ.

Логику прибалтов можно понять: зачем тратить свои нервы, делая попытки договориться с Россией, если легче и проще решить все вопросы посредством необременительных деклараций в Евросоюзе. Тем более, без газа в системе единой Европы Прибалтика не останется. На сегодня ЕС — самый крупный клиент России в энергетике. Три четверти российского газового экспорта идут в Евросоюз. Россия же, обогнав прибалтийские государства по ВВП на душу населения, не стремится убеждать Латвию, Литву и Эстонию в том, что она является надежным и предсказуемым партнером.

Таким образом, у бизнес-сообщества сформировалось убеждение, что для развития взаимовыгодных торгово-экономических связей между Россией и бывшими республиками советской Прибалтики не хватает взаимной и долгосрочной политической стратегии.

Цены на энергоресурсы позволяют сейчас России осуществлять экономическую политику в отношении Прибалтики и Европы в целом, исходя из своих интересов. Но ведь цены непостоянны, со временем возникнут возобновляемые источники энергии, и все может измениться

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Вал российского зерна ведёт к снижению мировых цен вдвое от пиковых значений

Россия уверенно закрепляет свои доминирующие позиции на рынке пшеницы, сообщает Bloomberg.