Большое семейство господина Ткаченко нервничает: ветерана коррупционного труда и его многочисленных родственников лишили доступа к государственной кормушке.
История, о которой идет речь, вялотекуще развивалась на протяжении многих последних лет. Она задевает и общегосударственные экономические интересы, и интересы многочисленных предпринимателей – автоперевозчиков. И вот в мае нарыв, наконец, прорвало. Минтранс принял жесткое кадровое решение, и государственное предприятие СМАП освободилось от директора, чье имя и деятельность вызывало возмущение сотен и тысяч людей в стране.
Лишившийся директорского кресла бывший директор ГП «СМАП» Анатолий Ткаченко с потерей кормящей его должности не смирился, и устроил крестовый поход против Министерства. Если даже не вчитываться, а просто пересчитать количество публикаций «за Ткаченко» в СМИ только за последние три недели, то становится ясно – бои предстоят затяжные и кровавые.
Чтобы разобраться в проблеме, нам придется сначала заняться скучной экономикой государственного управления.
«Сдам в аренду два метра границы»…
Помните эту строчку из старого анекдота? Вот она то в полной мере и раскрывает предмет спора. Речь идет о том, что любая государственная управленческая структура, помимо всех прочих, имеет функции контроля и распределения. История со СМАПом – это история того, как функции контроля были переданы от Министерства транспорта и связи – субъекту хозяйственной деятельности. Случилось это достаточно давно, и до 2002 года эти министерские функции выполняло ГП «Укринтеравтосервис», а затем – ГП «СМАП».
Чем занимается СМАП? «Служба международных автомобильных перево­зок» осуществляет выдачу на платном основании разрешительных документов на международные перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, т.е. осуществляет функции государственного регулирования и конт­роля. С момента создания этого предприятия в его нынешнем виде, АМКУ забило тревогу, говоря о том, что регуляторные функции государства не могут подменяться платными услугами субъектов хозяйствования.
И это понятно: если автоперевозчик обязан покупать квоту на перевозку, а требования к этим квотам определяется межгосударственными соглашениями, то оплата за документ должна идти в государственный бюджет, а вовсе не на коммерческие счета предприятий.
А теперь представьте себе, что количество квот ограничено, что существуют «дефицитные» направления, что спрос превышает предложение – и вот вам готовая кормушка для тех, кто «рулит» выдачей разрешений. Это хорошо понял господин Ткаченко, который стоял у колыбели и самого предприятия, и первой редакции Устава ГП «СМАП». Этот Устав Ткаченко писал «под себя», фактически забрав себе фискальные функции государства и превратив государственное предприятие в частную структуру с государственными полномочиями. Он умело (не зря же человек раскошелился на титул «профессора») облапошил министерство, незаметно и преднамеренно вписав в Устав текст о том, что государство в лице Минтранссвязи не имеет права контролировать деятельность госпредприятия. Вот и получилось в итоге: права государственные, а ответственность – как у частного предпринимателя на едином налоге, в смысле – никакой. Частная лавочка господина Ткаченко под формальной государственной «крышей». Хорошо устроился.
Нынешний Министр транспорта и связи Иосиф Винский взялся разрубить этот застаревший узел, мешающий развитию всей отрасли. Сделал он это еще и потому, что украинская Ассоциация международных автоперевозчиков (АсМАП), которым надоели бесконечные махинации Ткаченко, настойчиво требовала от Министерства активных действий, угрожая забастовками. И этого человека голыми руками было не взять. Нужна была тщательная и очень серьезная проверка результатов финансово – хозяйственной деятельности. Такая проверка была проведена.
КРУ Минтранссвязи почти месяц очень скрупулезно и дотошно работала на госпредприятии. Многочисленные финансовые нарушения в деятельности ГП «СМАП», которые выявила КРУ, были зафиксированы и в акте проверки, проведенной в начале весны 2009 года, и в докладной записке по итогам проверки. На основании этой докладной записки директор Ткаченко А.Н., с 12 мая 2009 года был уволен с занимаемой должности приказом Министра. Приказ и позицию Министерства поддержал Кабинет Министров Украины.
Вот тут-то и началась война…
Большое семейство
Как и можно было предположить заранее, Ткаченко встретил приказ о своем увольнении встречным и очень мощным залпом.
Во-первых, он закричал о «рейдерском захвате предприятия», что откровенно противоречит здравому смыслу, ибо государственное министерство может и должно менять чиновников государственных структур, на то оно и Министерство. Замена директора не означает смену собственника или формы собственности предприятия. Но Ткаченко, говоря о «рейдерстве», подсознательно проговорился – он ведь действительно уверовал в то, что дележ квот и директорское кресло – его личный семейный бизнес, который у него забирают. Ну, сами подумайте, если в условиях кризиса и спада объемов перевозок, а следовательно – и поступлений в бюджет, директор позволяет себе задерживать зарплату сотрудникам и получать при этом «премии за перевыполнение» по 30 тысяч гривен – чем это не «успешный частный бизнес»? По крайней мере, доходы в личные карманы идут стабильные.
Во-вторых, бывший директор сразу заявил, что к моменту своего увольнения: а) он находится в отпуске; б) он, на всякий случай, находился еще и на больничном; в) он «отменит» министерский приказ через суд! И вот здесь начинается самое интересное – Ткаченко действительно реализует классическую рейдерскую схему с участием послушного суда.
Где у нас самые сговорчивые суды? Правильно – не в столице, а в провинции. А как перенести иск в сельский район, если и директор, и предприятие, и министерство имеют столичную прописку? Ткаченко придумал.
Надобно сразу сказать, что сегодня в центральном аппарате ГП «СМАП» работает около 40 дальних и близких родственников, друзей родственников, друзей «друзей родственников» господина бывшего директора. И атмосфера в коллективе, мягко говоря, была и есть не слишком хорошей. Практиковался, например, сбор подписей сотрудников под чистыми листами бумаги, которые потом использовались руководством для своей защиты, для липовых докладных и писем. В роли «кнута и пряника» выступали премии, которые выдавались только «хорошим» и «послушным». Используя этот механизм зависимости работников от себя, Ткаченко умело переносит рассмотрение своего иска в Вышгородский районный суд Киевской области. Схема просто гениальная!
По итогам проверки КРУ, Ткаченко …объявляет выговор начальнику отдела экономического анализа и аудита Ивану Далевскому «за невыполнение трудовых обязанностей». Почему Далевскому, а не себе? Да потому, что Далевский прописан в Вышгороде. А при чем тут выговор Далевскому к увольнению Ткаченко? Да потому, что районный суд Вышгорода, в котором нашлись лояльные к Ткаченко судьи, помимо приостановки действия приказа о вынесении выговора Далевскому, попутно запрещает Минтрансвязи «принимать какие-либо решения на основании акта проверки КРУ» до выполнения решения суда, (т.е. до отмены приказа о вынесении выговора Далевскому). Такие себе «нанайские мальчики Ткаченко и Далевский» — боролись формально друг с другом, а победили …Министерство.
Если перевести всю эту судейскую белиберду на нормальный язык, то картинка будет следующая: суд навсегда запретил Министру принимать решения относительно дальнейшей работы директора Ткаченко. Почему «навсегда»? Потому что с помощью стандартной схемы апелляций, рассмотрение дела «о выговоре Далевскому» может и будет тянуться годами. Господин «государственный директор» использовал для своего спасения механизм, который профессиональные рейдеры отрабатывали годами, продумывая все тонкости и нюансы. А после этого, не мудрствуя лукаво, начал активно развешивать этикетки «рейдер» на всех своих противников в Минтранссвязи и Кабмине. Полетели в прессу статья за статьей, тиражируются заявления таинственных «членов коллектива»
Стыдно, вроде бы, должно быть, да ведь «государственные» мужи «сраму не имут».
«Профсоюз» для директора…
Сегодня Ткаченко и его многочисленные родственники в штате ГП «СМАП» инициируют новый виток противостояния государственного предприятия государственному министерству. Центр «противоминистерской обороны» обосновался в профсоюзном комитете центрального аппарата предприятия.
Уникальный, наверное, для мирового профсоюзного движения факт: профком ГП «СМАП» не возражал, например, против того, что сотрудники предприятия получали с задержками заработную плату. Мол, не профсоюзное это дело – защита членов профсоюза. А вот во все проблемы, связанные с увольнением директора, председатель профкома Владимиру Пересунько лезет без мыла. Лезет грамотно: сначала соглашается с тем, что «профком не должен вмешиваться в производственные дела государственного предприятия», но «раз вы просите», то он начинает активно комментировать эти «государственные дела» с позиции своего шефа Ткаченко. Такой себе «профсоюз для директора».
Звучит, например, перепев актуальной для столицы темы: профсоюзный Пересунько заявляет, что цель Минтранссвязи «…отобрать все наши имущественные комплексы в Киеве». Чьи «наши»? Профсоюзные? Ткаченковские?
На самом деле, у Министерства наконец дошли руки до наведения элементарного порядка с этим самым имуществом. До сегодняшнего дня (фактически в интересах директора Ткаченко), не существует зарегистрированных в БТИ актов собственности на недвижимость, нет юридически закрепленного раздела государственного имущество между балансами государственных предприятий и Министерством. И первоочередная задача Министерства – законным путем оформить право собственности на недвижимость ГП «СМАП» именно то количество имущества, которое необходимо предприятию для исполнения делегированных ему государственных функций. Оформить законным путем, не допускающим в последствии разночтений. Разве это неправильно? Правильно! Прежде всего потому, что еще на вчерашний день этим имуществом фактически владел лично директор ГП, имеющего все признаки и интересы частного предприятия. И стоило ему запустить простейший судебно – рейдерский механизм, как государство в тот же час могло потерять права на все свои имущественные комплексы, как в столице, так и на пограничных пунктах. Думается, что потеря потенциально «личного» имущества и есть одной из главных причин сегодняшних акций протеста, проводимых Ткаченко и от имени Ткаченко.
Господин Пересунько говорит: «…как председатель профкома ГП «СМАП», заявляю, что попытки насильственного изменения статуса предприятия и его руководства наш коллектив рассматривает как рейдерские атаки».
А не может ли уважаемый хоть как-то объяснить – с каких пор профсоюз принимает участие в формировании Устава государственного предприятия, которому делегированы государственные функции контроля? Не пробовал ли, уважаемый Пересунько, например, решением профкома изменить Правила дорожного движения или текст межправительственного договора между Украиной и Российской Федерации? Просто бред и издевательство над здравым смыслом!
Главный аргумент профсоюзного деятеля сводится к незамысловатому посылу: бывший директор Ткаченко – «хороший», а новый директор – «плохой». И даже в этой незамысловатости уже две лжи. Начнем со второго – заместитель Ткаченко Ушаков назначен не директором, а временно исполняющим обязанности. Причем срок исполнения обязанностей ограничен датой проведения открытого и гласного конкурса на замещение вакантной должности директора госпредприятия среди профессиональных управленцев отрасли. Следовательно, профсоюзные фантазии на предмет трудовой биографии и.о. директора Ушакова – нонсенс и сознательное искажение истины.
Ну, а во-вторых, «хорошесть» Ткаченко сейчас проверяет УБЭП, СБУ и Прокуратура, поскольку в акте проверки КРУ содержатся подтвержденные финансовыми документами факты многомиллионных нарушений. Мы, в отличие от председателя профкома СМАПа, не будем развешивать ярлыки на людях. Акт КРУ – это еще не результаты следствия и не решение суда о фактах коррупции и злоупотреблениях. Но контрольно – ревизионная комиссия зафиксировала нарушения, за которые должно отвечать первое лицо предприятия — директор, и не считаться с этим документом нельзя.
Кстати, Ткаченко использовал в свою защиту еще одну интересную схему – он передал акт проверки госпредприятия …на экспертизу (!) в Институт государства и права им. В.М.Корецкого. И ученые мужи высказали свое сомнение по отношению к казенной бумаге. Но их заключение, на самом деле, звучит как анекдот: «…внеплановая проверка… была не проверкой «отдельных вопросов» финансово-хозяйственной деятельности ГП «СМАП», а повторной комплексной ревизией его деятельности».
А раз так, — говорит Ткаченко, — то акт проверки нужно отменить». Что, кстати говоря, фактически и сделал свои решением всё тот же Вышгордский районный суд.
Подведем итоги
Если отбросить в сторону всевозможную лирико-политическую болтологию освобожденного от занимаемой должности директор Анатолия Ткаченко, то в сухом остатке мы получим главное: Минтранссвязи перекрыло канал сбора «черной кассы» с субъектов бизнеса автоперевозок.
Ставшее фактически частным предприятием Ткаченко ГП «СМАП» больше не будет кормить его и его многочисленных родственников. Точка.
Сегодня государственная власть в стране просто обязана быть жесткой и последовательной во всех вопросах наведения порядка. Граждане давно поговаривают о необходимости «жесткой руки». Так вот история с увольнением Ткаченко – это как раз
тот самый случай, когда государство в лице Кабмина и профильного министерства, продемонстрировала эту долгожданную жесткую руку. И это правильно.
Народ требует от правительства наведения порядка. И министры не должны допускать, чтобы отдельные дельцы и директора, прикрываясь «государственными полномочиями», становились источниками и родителями коррупционных схем. Иначе получается нелогично: претензии у контролеров к Ткаченко, а отвечать за эти безобразия должен Винский или Кабмин. Нет уж, кто виноват – тот пусть и отвечает.
Минтранссвязи вполне сознательно и, на мой взгляд, довольно разумно пошло на то, чтобы привлечь к разрешению конфликта силовые структуры охраны правопорядка. Иначе мы бы просто констатировали исчезновение вместе с Ткаченко печатей и оригиналов уставных и финансовых документов госпредприятия, а дело надолго бы застряло в судах. Ткаченко пусть судится, это его конституционное право. Но теперь он будет судиться вдалеке от созданного им потока черного нала, и думаю, что ему это быстро надоест. Хрюкать возле кормушки – это легко и удобно, а хрюкать за забором – скучно и безденежно.
Кстати говоря, когда бывший директор понял, что намерения Министерства более чем серьезные, он совершил свой печально знаменитый вояж (работники ГП понимают о чем я говорю) «по границам». Ткаченко объезжал пункты переезда границы и собирал со своих периферийных работников подписи под пустыми листами. Сегодня эти подписи под уже заполненными текстом листами играют роль свидетельств «возмущения народных масс».
Но здесь всесильный директор рассчитал не все. Как только всесильного босса не стало, те же самые работники, уже не под давлением, а самостоятельно — пишут письма новому руководству, просят отозвать их подписи и утверждают, что они ни сном, ни духом не собирались защищать бывшего директора. От его барства, жадности и своеволия устали все. В отличие от казенных писем, на которых ссылается профком главного офиса, в этих немного наивных, но очень честных посланиях содержится искренний призыв навести порядок. И еще – редкая в наше время — поддержка простых людей Министра и Министерства в том, что они встали на пути коррупционных схем бывшего босса Ткаченко.
Ну, а закончить мне бы хотелось напоминанием, обращенным не к анти-герою этого материала, а к тем уважаемым гражданам судьям, которые почему-то постоянно забывают о том, что законопроект депутата Гриценко уже действует. И что за лукавые судейские мудрствования отныне можно получить пожизненный срок заключения. Есть смысл задуматься – стоит ли морочить голову над спасением кормушки бывшего директора ГП, чтобы в итоге навсегда лишиться судейской мантии и свободы.
«Правда» у каждого своя, но в конечном счете побеждает именно правда – одна и единственная. А в данном случае правда заключается в том, что государство не просто имеет право, но и обязано прикрыть кормушки, которые некие частные лица устроили для себя, прикрываясь государственными полномочиями и интересами.