В отношениях России и ЕС с Украиной сложилась парадоксальная ситуация. Кредиторы – Россия и ЕС — сами того не желая, ищут миллиарды долларов для неблагонадежного заемщика. Самому же заемщику – Украине — такая гигантская сумма на заявленные цели и вовсе не нужна. Но Киев с утроенной энергией продолжает ее искать.
Кредитный договор
В первой половине 2009 года для Украины цены на российское топливо, хотя и со скидкой в 20 процентов от европейской цены, были высокими, а потребность страны в газе резко упала из-за экономического кризиса. В таких условиях ранее оговоренные в договоре объемы газа Украине оказались не нужны. По сути дела, Киеву необходим был лишь газ для закачки в подземные хранилища (ПХГ).
Чтобы платить за топливо поменьше, «Нафтогаз» закупал в первых двух кварталах как можно меньше газа, рискуя при этом нарваться на санкции «Газпрома», предусмотренные контрактом. «Газпром» терпел, время от времени запугивая ЕС украинской неплатежеспособностью.
Киев неоднократно просил Москву пересмотреть объемы топлива, закупаемые у «Газпрома», но правки в действующий контракт внесены не были. Недобор топлива Украиной дает российской компании в руки кнут, с помощью которого, при необходимости, можно заставить Киев пойти на уступки. При желании «Газпром» может оштрафовать «Нафтогаз» за невыбранные объемы топлива, что окончательно добьет украинский концерн, финансовое состояние которого далеко от устойчивого.
Судя по всему, пока в Москве не хотят устраивать новый скандал, которым, несомненно, обернется подобный шаг. Тем временем Украина, хотя и с трудом, добралась до третьего квартала, когда цена на российский газ для «Нафтогаза» упала более чем на 150 долларов по сравнению с первым кварталом 2009 года.
Впрочем, то, что Киев со скрипом все же преодолел полугодичный рубеж, совсем не означает, что ЕС, ведущему подготовку к новой газовой войне России и Украины, можно расслабиться. Вскоре, по словам самого Киева, должны резко вырасти объемы закачиваемого в украинские хранилища газа. Откладывать закачку на потом Украина якобы более не может. Дело в том, что загрузить в украинские хранилища в силу технических особенностей можно лишь определенный объем топлива, однако до отопительного сезона осталось несколько месяцев, и Украине придется резко увеличить закачку уже с июля.
В июне «Нафтогаз» вынужден был взять средства на оплату газа из золотовалютных резервов страны. Откуда украинская компания взяла деньги на уплату газа 6 июля, пока непонятно. Известно лишь, что украинская сторона сполна расплатилась за 1,1 миллиарда кубометров потребленного в первом летнем месяце газа, а Россия подтвердила своевременную оплату поставок.
Ранее премьер-министр Украины Юлия Тимошенко говорила, что если за июнь страна заплатит 250 миллионов долларов, то в июле «Нафтогазу» понадобится уже миллиард долларов на оплату топлива из России. В четыре раза больше.
Уже несколько месяцев украинский премьер ищет в России и ЕС кредит на 4 миллиарда долларов для закупки топлива у «Газпрома». И похоже, нашла. Тимошенко утверждает, что Украина уже получила предложения о выдаче кредитов от обеих сторон. Условия, на которых Москва и Брюссель готовы предоставить средства украинскому концерну, она не озвучила. Официально заявление Тимошенко пока ни в Москве, ни в Брюсселе никто не подтвердил.
Украинские СМИ ранее опубликовали проект кредитного соглашения между Россией и Украиной. Согласно этому документу, российская инвесткомпания «Тройка Диалог» согласилась найти для Украины четыре миллиарда долларов за комиссию в 1,25 процента от суммы займа. Большую часть средств планируется привлечь в российских банках.
В России неоднократно заявляли, что не будут предоставлять Украине кредит, если финансовые риски с Москвой не разделит ЕС. В самом ЕC так же не раз заявляли, что у Европы в условиях кризиса нет денег для Украины. Поэтому Брюссель пытается найти средства для Украины через международные финансовые организации.
Есть, правда, одно противоречие. Евросоюз ставит Украине условием получения кредита реформы в газовой отрасли в соответствии с декларацией о модернизации газотранспортной системы. Россия же выступает резко против этих реформ. Пока неясно, как именно стороны собрались координировать свои действия в такой ситуации.
Когда не сходятся цифры
По словам Тимошенко, Украина намерена в ближайшее время закачать в ПХГ газ на 5 миллиардов долларов. Почему сумма вдруг увеличилась на миллиард долларов, украинский премьер не пояснила. По подсчетам газеты «Коммерсант-Украина», на эту сумму «Нафтогаз» сможет закупить более 20 миллиардов кубометров топлива по среднегодовой цене в 228 долларов за тысячу кубометров. Однако точный объем топлива, который необходим украинскому концерну, вообще неизвестен.
Согласно утвержденному правительством Украины балансу газа, в ПХГ в 2009 году должно быть закачано 24,8 миллиарда кубометров топлива, включая 2,5 миллиарда в первом квартале, 5,08 миллиарда во втором, 8,45 миллиарда в третьем и 8,8 миллиарда в четвертом. В середине июня Тимошенко сообщила, что Украина, лишь в апреле начавшая закачку газа в свои хранилища, в апреле-мае загрузила в резерв 3,1 миллиарда кубометров топлива, из которых в апреле было закачано 800 миллионов кубометров газа, в мае — 2,3 миллиарда, отмечает Reuters.
По оценке российской стороны, «Нафтогаз» должен был закачать в хранилища до начала отопительного сезона 19,5 миллиарда кубометров (половина всего закупаемого страной топлива в 2009 году). Однако пока Киев, по оценке самой Тимошенко, закачал лишь четверть от этого объема.
Тем не менее, по данным самого «Нафтогаза», сегодня Украина каким-то образом уже накопила в ПХГ 19,5 миллиарда кубометров газа, тогда как, напомним, для прохождения отопительного сезона необходимо всего 24 миллиарда кубометров. Скорее всего, этот объем скопился из-за того, что выборка на Украине газа весной и зимой текущего года была гораздо меньше обычного. Между тем, агентство УНИАН сообщает со ссылкой на украинский Центр энергетических исследований (ЦЭИ), что реальные запасы газа в хранилищах составляют лишь 14 миллиардов кубометров.
Остальное — буферный газ. Это топливо, которое «Нафтогазу» необходимо постоянно иметь в наличии в подземных хранилищах для поддержки оптимальных условий их эксплуатации. Этот газ обеспечивает необходимое давление, но его извлечение из хранилища весьма затруднительно, поэтому такой газ обычно считается неотъемлемой частью подземного хранилища и не подлежит никакой реализации. Эксперты ЦЭИ отмечают, что «Нафтогаз» впервые использовал практику учета буферного газа в общем балансе.
По подсчетам ЦЭИ, в соответствии с планом «Нафтогаза», за оставшийся до начала отопительного сезона период (июль-октябрь) компания в реальности планирует закачать в хранилища лишь 7,6 миллиарда кубометров газа, 1,5 миллиарда из которых добудет сама. Таким образом, потребность «Нафтогаза» в импортном топливе для закачки в хранилища составляет примерно 6 миллиардов кубометров. Стоимость этого объема газа в ценах третьего квартала составляет лишь 1,2 миллиарда долларов.
Тут уместно вновь задать вопрос: куда Украина намерена потратить ссуду, которую может получить в ЕС и России, если закупать топливо в заявленных объемах действительно не собирается? Ведь столько средств на закупку газа Киеву не нужно.
Зато этих денег, например, хватит для частичного покрытия текущего дефицита госбюджета Украины, либо — для покрытия дефицита бюджета «Нафтогаза». По подсчетам ЦЭИ, долг «Нафтогаза» перед украинскими госбанками за последние 7 месяцев (при условии, что концерн возьмет очередной кредит у «Укрэксимбанка» на оплату топлива за июль) увеличится до 4,3-4,4 миллиарда долларов.
В любом случае кредит «Нафтогазу» с российской стороны, прежде всего, будет политическим, а не экономическим. Если вообще будет, поскольку выдавать ссуду «на неотложные нужды» в таком объеме нормальный кредитор не будет.