Вчера о намерении полностью остановить производство на месяц вслед за АвтоВАЗом объявил крупнейший производитель грузовых автомобилей – КамАЗ.
С сегодняшнего дня главный сборочный конвейер КамАЗа будет остановлен на месяц, сообщила вчера пресс-служба компании. Точная дата возобновления работы не определена, но предполагается, что завод заморозит производство на весь август.
КамАЗ является крупнейшим в России производителем грузовых автомобилей и занимал до кризиса по объему производства 11-е место в мире. На предприятии заняты 54 тыс. человек.
За последний год КамАЗ останавливает конвейер не первый раз. Из-за проблем со сбытом готовой продукции конвейер останавливался с 24 ноября по 7 декабря 2009 года, а затем – с 23 декабря по 19 января 2009 года. После новогодних праздников завод проработал всего полторы недели.
Остановка производства стала общей реакцией российского автопрома на резкое сокращение платежеспособного спроса, который правительство так и не смогло поддержать. Неделей ранее об остановке производства с 1 по 31 августа 2009 года объявил крупнейший отечественный производитель легковых автомобилей – АвтоВАЗ. «Это решение принято руководством компании с целью приведения объемов производства в соответствие со спросом на рынке и необходимостью сокращения затрат при условии сохранения рабочих мест», – объявили представители АвтоВАЗа.
Аналогичным образом поступают и более мелкие автозаводы. Ранее об остановке производства объявили представители завода General Motors под Петербургом, который также прекратил сборку с 1 июля по 31 августа. Toyota планирует остановить конвейер своего завода под Петербургом в августе только на две недели. Запланированы в августе остановки производства и на заводе Nissan в Петербурге.
Выходит, что производить автомобили в этом месяце даже в ставшем привычным в последнее время сокращенном графике работы не будут крупнейшие предприятия отрасли. Не исключено, что в таком случае август станет самым провальным месяцем для автопрома. Остановки стали следствием резкого падения продаж.
По итогам первого полугодия продажи российских машин сократились на 47%, а иномарок российского производства – на 34%. При этом импорт новых автомобилей упал на 56%, а ввоз подержанных иномарок – на 96%. Такие данные приводит партнер компании PriceWaterhouseCoopers Стенли Рут. По его прогнозу продажи автомобилей в России по итогам года сократятся на 50–60% по сравнению с прошлым годом и могут составить около 1,3–1,6 млн. штук. «При оптимистическом развитии событий объемы внутреннего производства легковых автомобилей в России могут выйти на докризисный уровень к 2011 году», – считает Стенли Рут.
Падение российского автопрома резко контрастирует с ростом продаж машин в Китае, Германии и Франции, где властям удалось предпринять эффективные меры по стимулированию внутреннего спроса. Так, в Китае продажи автомашин выросли на 29,6% по сравнению с прошлым годом. В Германия рост продаж в последние месяцы достигает 40%, а во Франции 11,9%.
«Меры поддержки автопрома в России в целом пока оказались малоэффективными, поскольку программа субсидирования автокредитов на покупку недорогих автомобилей не дает желаемого результата. Особенно бледно наши «успехи» выглядят на фоне ряда европейских стран, не говоря уже про Китай. В Китае и Европе программа поддержки автопроизводителей запущена с начала года, в то время как у нас она по сей день, по сути, работает в тестовом режиме», – отмечает замначальника аналитического департамента компании «Арбат Капитал» Алексей Павлов. По его прогнозам, в июле–декабре ситуация на авторынке кардинально не изменится, и по итогам года можно ждать падения продаж на 40–50%. на российском авторынке может сократиться более чем в два раза», – соглашается эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» Ирина Воробьева. По ее мнению, спрос на автомобили в России вряд ли вернется до начала периода стабильного экономического роста страны. «Очевидно, что этот год будет провальным для российского авторынка, улучшения показателей можно будет ожидать лишь в следующем году при условии, что экономическая обстановка в стране стабилизируется», – говорит Воробьева. Разительное отличие эффективности антикризисных мер эксперт объясняет тем, что российский авторынок в предкризисный период переживал бум, поэтому и падение оказалось гораздо более существенным.