По итогам первого полугодия автомобильный рынок Украины сократился почти на 80%, что заставляет многих игроков снижать цены и искать альтернативные способы привлечения клиентов. Так, самые смелые компании заявили о возобновлении кредитования. Однако условия получения кредита многим покажутся непривлекательными. В большинстве случаев реальная процентная ставка составляет чуть меньше 30%. Более того, размер первоначального взноса составляет, как минимум 25% от стоимости автомобиля.
Эксперты отмечают, что получить кредит сейчас непросто. Банки скрупулезно проверяют все данные о заемщике. В некоторых учреждениях для получения положительного ответа официальный доход заемщика должен быть в три раза выше, чем суммарный ежемесячный платеж по кредиту.
Учитывая то, что многие компании платят своим сотрудникам зарплату в конверте массовое возобновление кредитования не предвидится.
Более того, после того как банки в начале кризиса в одностороннем порядке повысили процентные ставки по гривневым кредитам, доверие к таким финансовым учреждениям оказалось подорванным.
В то же время, те, кто брал кредит в иностранной валюте, пострадал еще больше. Вряд ли кто-то из заемщиков, вошедший в кризис с долгами, посоветует своим близким связываться с кредитами на автомобиль.
В прошлом году продажи автомобилей в кредит составляли около 70% от общего объема, сейчас этот показатель колеблется на уровне 4-6%. Надежд на увеличение кредитных продаж немного. У дилеров тем временем скопились огромные склады.
Стоит также отметить, что, по информации Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров сейчас на складах находится порядка 70 тыс. автомобилей. При нынешних темпах продаж таких запасов хватит до конца 2009 года.
Естественно, избыток товара приводит к падению цен. Однако в автомобильном мире не все так однозначно. Многие серые дилеры уже распродали свои склады. Скидки в некоторых случаях достигали 50%. Однако активными распродажами занимались те, кто хотел закрыть бизнес. Те, кто решил продолжить торговлю автомобилями, вынужден был держать цены.
Вместе с тем, заманивать покупателей скидками вынуждены и официальные дилеры. Конечно, тут нет такого дисконта как у «серых», но долларовые цены значительно уменьшились. Однако «падающая» гривна испортила всю картину. Теперь цены в гривнах гораздо больше, чем были до кризиса.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что изменения ситуации стоит ждать осенью. Многое зависит от дальнейшей судьбы 13% надбавки к пошлине на автомобили. 6 сентября заканчивается ее срок действия.
В случае отмены этой надбавки, стоит ожидать снижения цен на автомобили 2008 года выпуска. Дилерам потребуются оборотные средства для ввоза новых машин, и они будут вынуждены «сливать» застоявшийся товар.
Однако в сентябре уже будет работать парламент. Одни из вопросов, который депутаты рассмотрят в первую очередь, будет касаться таможенных тарифов.
Вполне возможно, что для поддержки отечественного автопрома будут предприняты определенные действия, сдерживающие импорт. В таком случае надеяться на то, что автомобили подешевеют, не стоит.