Турции нужны дополнительные уступки от России в газовой сфере. Власти страны рассчитывают на снижение стоимости российского газа уже в этом году, отмену принципа «take or pay» и запрета на реэкспорт газа. Наиболее вероятный шанс на успех страна имеет в вопросе реэкспорта, который уже отменен для всех европейских стран, однако эксперты полагают, что, если Турция станет новым транзитером российского газа, договариваться с ней будет не проще, чем с Украиной.
Вчера министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз назвал несколько тем, которые его страна собирается обсудить с «Газпромом», помимо тех, о которых стороны договорились в ходе визита Владимира Путина на прошлой неделе. В соответствии с межправительственным протоколом о сотрудничестве в газовой сфере, турецкая государственная трубопроводная компания Botas и «Газпром» проведут переговоры о снижении цен на российский газ, разрешении его реэкспортировать и отмене принципа «take or pay». По данным турецкой газеты Sabah, в этом году Турции придется оплатить около 2 млрд кубометров невыбранного газа.
Также стороны будут обсуждать продление контрактов на закупку 6 млрд кубометров российского газа, поступающего по западному коридору транзитом через Украину и Болгарию, на 15-25 лет. Срок контракта истекает в 2011 году. «Пока, однако, в этом вопросе нет конкретики. Решение будет приниматься с учетом собственных ресурсов Турции и уже заключенных ею соглашений с другими странами», — сказал Танер Йылдыз.
Президент Турецкого центра международных отношений и стратегического анализа Синан Оган уверен, что у Турции есть все шансы добиться снижения закупочной цены в связи с падением стоимости нефти в этом году. Однако источник, близкий к «Газпрому», отмечает, что речь может идти только о снижении цены в рамках формулы, основанной на корзине нефтепродуктов. По его мнению, Турции вряд ли удастся добиться уменьшения цены ниже уровня, определенного формулой. «А на ее изменение монополия вряд ли пойдет», — говорит он. Собеседник «Ъ» считает, что «Газпром» также не согласится на отмену системы «take or pay», которая действует во всех экспортных контрактах компании. Официально в «Газпроме» ситуацию не комментируют.
Россия уже во многом уступила Турции в ходе визита российского премьера Владимира Путина в Анкару. В обмен на проведение изысканий по проекту газопровода South Stream в территориальных водах Турции и ее предварительное согласие на строительство трубы Россия предложила свое участие в трубопроводе Самсун-Джейхан. До этого Россия выступала против проекта и предлагала для разгрузки Босфора построить альтернативный трубопровод Бургас-Александруполис (Болгария-Греция). Однако договоренности, достигнутые с Турцией, ставят его реализацию под вопрос.
Директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин отмечает, что Турция может настаивать на отмене или уменьшении влияния цен на нефтепродукты на стоимости газа и привязке к спотовым ценам на газ. По его словам, все новые контракты «Газпрома» будут заключены по измененным формулам, в противном случае компания рискует потерять возможности увеличения поставок газа в Европу в среднесрочной перспективе. По расчетам господина Корчемкина, сейчас цена на газ для Botas "немного выше средней цены европейского экспорта "Газпрома„“. Валерий Нестеров из „Тройки Диалог“ отмечает, что Турция последовательно проводит линию своих интересов, добиваясь более выгодных условий и с другими поставщиками, такими как Азербайджан. По мнению аналитика, то, что Турция становится крупным энергетическим хабом, серьезно усиливает ее переговорные позиции. Однако господин Нестеров отмечает, что Россия, проложив газопровод по территории Турции, получит нового транзитера взамен Украины, с которым впоследствии будет трудно договариваться.