Атомная станция в Литве к 2015 году все-таки будет построена. Об этом заявил во вторник литовский вице-министр энергетики Романас Шведас. «В худшем случае, Литва сама может построить АЭС», — отметил он.
При этом еще совсем недавно, 4 августа, президент Литвы Дали Грибаускайте подчеркивала, что в условиях кризиса Игналина-2 отнюдь не является приоритетом для страны. И такая позиция вполне логична: стоимость строительства новой АЭС — 22 млрд литов — сопоставима с нацбюджетом Литвы на 2009 год, который после очередного секвестра составил 24,7 млрд литов.
С другой стороны, Литва давно пытается решить вопрос энергообеспечения. По требованию Евросоюза, второй блок Игналинской АЭС должен быть остановлен к концу 2009 года. Идея же совместного «общебалтийского» строительства Игналины-2, судя по всему, провалилась. Созданная специально под эти цели национальная инвесткомпания расформирована, поскольку потенциальные партнеры не смогли договориться: Литва предложила Эстонии и Латвии «поделиться» акциями с Польшей, им это не понравилось. В итоге Рига решила активнее развивать гидроэнергетику, а Таллин заинтересовался новым энергоблоком в Финляндии.
«Маловероятно, что сейчас Литве удастся найти новых инвесторов для строительства Висагинской АЭС (Игналины-2) », — отмечает ведущий эксперт УК «Финам-Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Также трудно предположить, что страна, которая находится на первом месте в ЕС по темпам снижения экономики, сможет самостоятельно изыскать необходимые средства на столь дорогостоящий проект. По словам Ромаса Швядаса, сегодня денег не хватает даже на закрытие Игналинской АЭС.
«Росатом» решил воспользоваться ситуацией и предложить Литве выход — принять участие в строительстве Балтийской АЭС. Проект предусматривает сооружение в Калининградской области двух блоков мощностью не менее 1170 МВт каждый. Сметная стоимость составит свыше 194 млрд руб. в ценах I квартала 2009 года (около 5 млрд евро). Первый блок может быть введен в строй в 2016 году, второй — в 2018 году. Реализация проекта должна начаться уже в 2010 году.
В связи с тем, что станцию предполагается разместить недалеко от границы с Литвой, Россия не исключает возможности привлечения этой страны к участию в проекте на условиях 51% к 49%. Такая схема вполне обоснована. Как поясняет эксперт «Финам-Менеджмент» Дмитрий Баранов, если Литва примет предложение «Росатома», то Вильнюс не просто становится обладателем 49% акций будущей АЭС, но и получает гарантированное обеспечение своей экономики электроэнергией на десятки лет работы станции. «Россия уже неоднократно предлагала Литве партнерство, однако Литва так и не дала четкого и недвусмысленного ответа на предложение», — отмечает аналитик. По его мнению, самое вероятное объяснение такой «нерешительности» – политический фактор. Но если Литва все же станет совладельцем Балтийской АЭС, ее интересы и в других областях будут защищены гораздо лучше: вес России на международной арене велик, и она будет помогать отстаивать интересы республики, как свои собственные.
«Конечно, альтернатива импортирования электроэнергии с Балтийской АЭС из Калининградской области России была бы с экономической точки зрения очень хорошим выходом», — соглашается профессор Рижского технического университета Янис Герхардс, но сразу оговаривается, что это потребует дополнительных соглашений.
Взаимная заинтересованность в строительстве Балтийской АЭС есть у обеих стран.
В Литве осознают, что стране после закрытия Игналины грозит энергетическое банкротство. По данным национальной госкомиссии по ценам и контролю в энергетике, с 2010 года стране придется импортировать от 35% до 50% электроэнергии (новые газовые и угольные станции пока существуют лишь на бумаге). Безусловно, чтобы покрыть энергодефицит, Минэнерго Литвы может проводить аукционы по закупке электроэнергии, участвовать в которых, помимо России, смогут Украина, Белоруссия, Латвия, Эстония и Финляндия. Однако такое положение несет определенные риски для экономики, поскольку по окончании кризиса «энергоизбыточные» соседи могут стать «энергодефицитными».
России же важно найти потребителей для энергии с Балтийской АЭС. «Росатом» позиционирует эту станцию как энергоисточник для Калининградской области — взамен Игналинской АЭС, которая пока обеспечивает 30% энергопотребления российского анклава. Однако некоторые эксперты предполагают, что Калининграду не потребуется столько атомных энергомощностей. «Балтийская атомная станция обойдется в $13,5 млрд (средства на строительство и консервацию — ред.), но Калининград не нуждается в ее энергии », — говорят в «Экозащите!», ссылаясь на документы компании «Интер РАО ЕЭС». Уже к 2013 году, в соответствие с утвержденными инвестпланами, калининградская энергосистема будет производить 1700 МВт при потребности области в 1200 МВт — причем без учета АЭС. Даже в 2020 году этого количества энергии будет более чем достаточно для областных нужд.
Эта информация подтверждается и на уровне калининградского правительства: область перестанет нуждаться в дополнительной энергии с вводом в строй второго блока газовой ТЭЦ в 2010 году.
В результате Балтийская АЭС может оказаться нерентабельной. А найти партнера под столь масштабный проект в условиях кризиса не так-то просто — испанцы, немцы и итальянцы, например, ограничиваются расплывчатыми заявлениями о «заинтересованности».
Для Литвы же предложение России может стать неплохим выходом из будущего энергетического тупика. Еще неделю назад казалось, что «Росатому» удастся заманить Литву под общую «атомную крышу». Но противоречивые заявления литовских политиков дают основание полагать, что Вильнюс только начал торговаться за условия участия в проекте Балтийской АЭС.