Анна Балева
Первого августа вступил в силу Закон № 1389-VIII «О внесении изменения в подраздел 5 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса относительно стимулирования развития рынка бывших в употреблении транспортных средств». Согласно этому закону до 31 декабря 2018 года акцизные ставки на подержанные автомобили будут снижены, но с рядом исключений. Такие ставки не применяются в случае если автомобиль ввозиться из страны, которая признана законом Украины государством оккупантом или с территорий, которые законом Украины определены как оккупированные. Платить полную стоимость акциза придется, если автомобиль произведен до 1 января 2010 года. При покупке второго бу автомобиля в течение одного календарного года тоже придется заплатить полную сумму – льгота дается только на один автомобиль. Если в течение года с момента регистрации авто, пока действуют льготные ставки, владелец решил продать машину, то он должен будет уплатить акцизный налог, как предусмотрено в ст.215 Налогового Кодекса.
Заместитель главы ГФС Мирослав Продан уже выдал разъяснение к этому закону. По его словам, для того, чтобы не платить полную стоимость акциза, нужно получить сертификат, который гарантирует, что машина не из РФ.
И это не единственная сложность, с которой столкнутся авто владельцы. Например, если стоимость машины больше 10 тыс. долларов, то придется объяснять, откуда взялись деньги на ее покупку. Закон запрещает вывозить за границу более 10 тыс. долларов наличными нельзя. По словам Александра Охрименко, экономиста продавец-поляк, к примеру, будет требовать безналичного перевода для налоговой отчетности. В таком случае деньги придется везти на карточке, причем на валютной. Потому что покупка в евро или в долларах с гривневой карты будет приравнена к покупке валюты. Но тут вступают в силу ограничения НБУ.
Итак, что же получается на практике? Теперь для того, чтобы приобрести автомобиль, вам придется самостоятельно пересекать границу (для этого нужно получить визу), приобретать авто. Растаможить машину тоже нужно будет самостоятельно.
Таким образом, все преимущества от сниженной ставки акциза съедают расходы на визу, проживание и поездку. Получается, что экономия на сниженном акцизе – исключительно видимость.
А если добавить сюда еще и то, что продать машину в течение года с момента регистрации без дополнительных расходов не получится, то все преимущества от снижения акциза сводятся к нулю.
Теперь можно посчитать, насколько снизились акцизы. Итак, 0,102 евро за 1 куб. см с двигателем объемом до 1000 куб. см (действующая ставка — 1,09-1,44 евро, в зависимости от года выпуска автомобиля); 0,063 евро для авто с двигателем объемом до 1500 куб см (сейчас — 1,37-1,76 евро); 0,267 евро — до 2200 куб. см (действующая ставка — 1,64-2,44 евро); 0,276 евро — до 3000 куб. см (сейчас — 2,21-4,99 евро); 2,209 евро для авто с объемом двигателя свыше 3000 кубических сантиметров (сейчас — 3,33-4,99 евро).
Подводя итоги можно сказать, что если по старому законодательству возможности перекупщиков авто были ограничены, но все же существовали, то новый закон просто лишил граждан Украины такого заработка как покупка машин за рубежом и перепродажа их на территории Украины. В офисе президента такие жесткие ограничения объясняют просто – чтобы не было злоупотреблений. Но, как видим, в данном случае речь о злоупотреблениях на рынке не идет, потому что рынок перепродажи подержанных авто исчезнет сам собой. И если раньше можно было купить б/у автомобиль в Украине, проконсультировавшись со специалистами, предварительно хорошо осмотрев машину, то теперь такой возможности уже не будет. А возможность и средства ехать в Европу, выбирать и покупать себе машину самостоятельно вряд ли есть сейчас у большинства украинцев.