В среду в Вене прошло заседание Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Никаких сенсационных решений от него не ожидали, что, впрочем, не помешало спекулянтам в преддверии этого события раскачать сырьевые и финансовые рынки. С начала дня нефть вообще не могла определиться: расти ей или падать. Но к вечеру биржи зафиксировали очередные рекорды. Зато доллар, наоборот, упал.
Дожидаясь открытия 154-го по счету заседания Организации стран — экспортеров нефти (на момент подписания номера оно еще продолжалось), цены на «черное золото» вели себя, мягко говоря, странно. На двух главных топливных биржах в Лондоне и Нью-Йорке они двинулись в прямо противоположных направлениях, как будто эти города расположены на разных планетах. Если в Лондоне баррель нефти с утра дешевел до $69, то в Нью-Йорке, наоборот, дорожал и торговался выше $71.
Странное поведение. Хотя ОПЕК рынок волновать явно не собиралась. Министр нефти Кувейта шейх Ахмед эль-Абдалла аль-Сабах сразу предупредил, что участникам будет рекомендовано сохранить квоты на добычу «черного золота» без изменений. Но нефтяные спекулянты поверили только когда эти же слова повторил еще и министр нефтяной промышленности Катара Абдулла бен Хамад аль-Атыйя. В итоге к концу дня «черное золото» опять подорожало, явно нацелившись достичь уровня сентября 2008 года. Баррель стоил уже заметно больше $72.
Который день растет в цене и золото. Ни о какой коррекции (попросту говоря, снижении) котировок нет и речи. Тройская унция ( 31,1 грамма) в цене ползет все выше и выше и стоит уже на уровне выше $ 1002.
Что же стало причиной роста? Конечно, решимость ОПЕК помогает нефти, но как объяснить растущие котировки золота? Во всем виновата… американская валюта.
— Сейчас не обязательно даже смотреть на цену нефти. Скажите мне курс доллара, и я скажу, сколько стоит нефть, — прямо заявил начальник аналитического отдела Альфа-Банка Рональд Смит.
Дело в том, что, когда доллар начинает дешеветь — это он в последнее время и делает, — инвесторы активизируют вложения в сырьевые товары. Отсюда и рост стоимости золота и нефти. Что же такого плохого происходит с американской валютой?
— Меня волнует дефицит бюджета США, который все ближайшие годы будет значительно выше $1,5 триллиона. Если кардинально здесь ничего не изменится, то уже через два-три года курс доллара должен очень сильно упасть, — говорит Рональд Смит.
Ожидание этого момента и вызывает у участников рынков ту неуверенность, которая заставляет их продавать долларовые активы. И покупать нефть, золото или евро. За единую европейскую валюту в среду давали даже $1,46. Это максимум с лета 2008 года. Все это касается и рубля.
— Курс рубля полностью зависит от цен на нефть. Если она останется выше $60, то причин для резкой девальвации я не вижу. Пока возможно лишь небольшое снижение, но только вслед за нефтью, — полагает портфельный управляющий инвесткомпании «Пилгрим Эссет Менеджмент» Ольга Изюмова.
Долгосрочный же тренд рубля будет зависеть от скорости восстановления мировой экономики. Большинство экспертов уверены, что цены на сырьевые товары будут расти, утверждает Ольга Изюмова.
Хотя многие наши соотечественники, похоже, в будущем рубля сомневаются. По данным Банка России, в июле население впервые с февраля купило больше иностранных денежных знаков, чем продало. Сумма приобретенной в обменных пунктах, полученной по конверсии и снятой с валютных счетов валюты выросла на 30% — до $7,4 миллиарда. Но и здесь, кстати, доллар проиграл — спрос на европейскую валюту в июле рос быстрее. В результате доля евро в структуре совокупного спроса возросла до 42%, а доля долларов сократилась до 57%.
Интересно, что эксперты с народом солидарны и сами советуют на ближайшее время покупать евро, золото или акции добывающих компаний. Не доллары.
— В ближайшие месяцы можно спокойно покупать евро, класть их на депозит и дожидаться весны. Это хорошая тактика до тех пор, пока темпы роста российской экономики не обгонят европейские. В этом случае рубль опять станет самым привлекательным для вложений, — считает Ольга Изюмова.
Впрочем, и рублевые депозиты не так уж плохи. Сохранность средств на них гарантирует твердый курс рубля, считает аналитик ВТБ Капитал Иван Иванченко.
— Если исключить резкое падение цен на энергоносители, то стоимость российской валюты определяется политикой ЦБ, которая в настоящее время заключается в поддержании стабильного курса рубля относительно бивалютной корзины. И скорее всего эта установка сохранится — если только цены на нефть резко не снизятся, — объясняет он.
А вот Рональд Смит старается заглянуть вперед на два-три года, когда, по его прогнозам, доллар может сильно упасть. В случае если это действительно произойдет, он считает наиболее привлекательной покупку сейчас сырьевых товаров (вроде нефти и золота) или акций добывающих их компаний.