После почти месяца переговоров корпорация General Motors (GM) согласилась продать 55% акций немецкого Opel канадской Magna и российскому Сбербанку.
В перспективе партнеры планируют развернуть масштабный выпуск Opel в России, замечает «Коммерсантъ».
Но сделать это они смогут только с одобрения GM — по условиям сделки с концерном должны согласовываться все планы новых владельцев Opel.
Ограничения наложены и на использование технологий Opel.
Более того, Magna и Сбербанк обязаны перечислять GM лицензионные платежи с проданных автомобилей.
Magna и Сбербанк должны заплатить за Opel €500 млн: €350 млн наличными и еще €150 млн в виде облигационного займа, который будет конвертирован в акции Opel.
Порядка €4,5 млрд госгарантий по кредитам Opel должны предоставить власти Германии. Затраты Magna и Сбербанк поделят поровну, но банк выдаст кредит на €100 млн, уточнил один из источников, знакомый с условиями сделки.
Предметом сделки должны стать европейские заводы Opel (их семь), а также британский Vauxhall (два завода).
Из российских активов в сделке участвуют завод GM в Петербурге и доля концерна в СП GM-АвтоВАЗ (41,6%).
В результате сделки GM останется владельцем 35% акций Opel. Еще 10% акций получит трудовой коллектив.
Канцлер Германии Ангела Меркель, которая поддерживала предложение Magna и Сбербанка, объявила, что «чрезвычайно довольна решением GM».
Оно позволит избежать закрытия заводов Opel в Германии накануне выборов в бундестаг. Голосование назначено на конец сентября.
Однако германские оппозиционные партии скептически расценили решение о продаже Opel.
Как заявил второму телеканалу ZDF председатель СвДП Гидо Вестервелле, подробности сделки до сих пор держатся в секрете.
Он потребовал от правительства представить общественности все документы, согласованные в ходе переговоров.
Похоже, что всю эту историю с Opel правительство хочет использовать для улучшения своих позиций накануне предстоящих парламентских выборов, стремясь представить в СМИ сделку как несомненный успех, убежден Вестервелле.
Представительница «зеленых» Ренате Кюнаст назвала сделку «сомнительным спасением». Глава фракции Левой партии в бундестаге Грегор Гизи также не скрывает скептицизма. Он сомневается в том, что будут выполнены все обещания.
Ранее в Magna говорили, что ключевым рынком для Opel должна стать Россия, в том числе за счет местного производства.
В партнеры Opel выбрана группа ГАЗ. Но ее присутствие в сделке, пусть и косвенно, стало важным препятствием — GM не хотел передавать технологии Opel в российские руки.
Между тем и президент Медведев, и премьер Путин поддерживали покупку Opel Magna и Сбербанком как раз потому, что связывали ее с возможностью доступа к новым технологиям.
Но Magna так и не смогла договориться с GM о полном использовании технологий Opel.
Почти все свои планы в отношении Opel, в первую очередь производственную программу, Magna и Сбербанк будут обязаны согласовывать с еще одним органом при GM — так называемым Joint Product Board, куда войдут представители GM и Magna.
Фактически это означает, что GM сохранит серьезное влияние на Opel и Magna будет не до конца свободна в принятии решений.
Тем временем по итогам совета директоров GM канадская Magna сообщила, что намерена закрыть завод в Бельгии, а также перенести производство из Испании на одно из германских предприятий компании.
Затянувшаяся история подготовки сделки еще далека от окончательного завершения.
Концерн обещает завершить обсуждение некоторых ключевых ее условий в течение ближайших недель, после чего будет подготовлено итоговое соглашение, информирует «Интерфакс».
Полностью закрыть сделку американский концерн рассчитывает через несколько месяцев, до конца ноября, получив одобрение профсоюзов.
Глава Сбербанка Герман Греф заявил журналистам в четверг, что пока рано говорить о том, что принято окончательное решение: «Это пока очень важный, промежуточный этап сделки».
Он добавил, что это решение далось очень непросто — и компании General Motors, и нам. Сама сделка по своей структуре беспрецедентно сложна: только одно соглашение о намерениях — это документ свыше 1000 страниц.
GM купила 80% акций Opel в 1929 году во время мирового экономического кризиса.
Всего на предприятиях Opel заняты примерно 50 тыс. рабочих.
Половина из них работает в Германии, остальные — в Британии, Испании, Бельгии, Польше.