Новоизбранный президент Дмитрий Медведев, едва вступив в должность, решил положить конец одной из главных и, по мнению многих, неразрешимых проблем России — коррупции. В Кремле вчера прошло совещание на эту тему, а между тем в Москве состоялась презентация социологического исследования «Рейдерство как социально-экономический и политический феномен современной России», подготовленного фондом «Центр политических технологий» (ЦПТ). В пресс-конференции приняли участие президент фонда Игорь Бунин, вице-президент Алексей Макаркин, руководитель исследования Валерия Филимонова.
В своем исследовании авторы обобщили экспертные мнения представителей общественных организаций, журналистов, юристов, депутатов Государственной думы о рейдерстве, рейдерских операциях и роли участников захвата собственности.
«Сдача-раздача, к сожалению, это национальная российская черта. Но если процесс сдачи-раздачи будет продолжаться, то страна будет находиться в состоянии постоянного хаоса… Если мы начнем еще одну рейдерскую войну, то это может завершиться революцией», — заявил Бунин. По его словам, «рейдерство — это коррупция, несовершенство законодательной базы», и сейчас «скорее большим рейдерством занимаются госчиновники и средний бизнес — те, которые не успели к первоначальному разделу пирога».
На основе проделанной аналитической работы представители ЦПТ делают вывод, что борьба с рейдерством в России возможна только «при наличии достаточной политической воли». Сегодня, объясняют исследователи, рейдерство, «опираясь на административный ресурс и коррумпированные правоохранительные органы», уходит от «многоходовых схем» и становится «более похожим на „беловоротничковый“ уголовный промысел, совершаемый организованными преступными группами». Респонденты ЦПТ уверены, что «подобные тенденции ведут к еще большей криминализации данного явления, что повышает его общественную опасность».
«Рейдерство является одной из основных проблем современной российской экономики, подрывает уважение к правам собственности, препятствует долгосрочным инвестициям, резко ухудшает международный имидж российского бизнеса», — отметили эксперты. Именно поэтому, считают специалисты ЦПТ, к проблеме рейдерства сегодня проявляют повышенный интерес различные органы власти. Авторы работы приводят слова президента России Дмитрия Медведева, который считает «крайне необходимым скорейшее принятие антирейдерского пакета (законов) », и чтобы «это не было банальной декларацией, а реально создало инструменты для предотвращения рейдерства».
По словам Бунина, существует четыре основных способа захвата чужой собственности: через акционерный капитал, когда рейдеры скупают миноритарный пакет акций с целью лоббирования нужных решений на собрании собственников, через наемное руководство — в этом случае «менеджмент может просто выводить активы на подконтрольные рейдеру структуры или брать кредиты под залог собственности под нереальные проценты», через кредиторскую задолженность, когда рейдер скупает имеющиеся у собственника, как правило, мелкие задолженности и предъявляет их к единовременной оплате, а также путем оспаривания итогов приватизации.
В числе наиболее упоминаемых экспертами примеров рейдерства авторы доклада назвали компании «Ист Лайн», «Арбат Престиж», «Эльдорадо» и «Тольяттиазот».
Самыми опасными способами отъема собственности являются «комбинированные», когда для захвата используется сочетание различных ресурсов, от административного до финансового. Показательным примером «комбинированного» рейдерства Макаркин считает продолжающийся с 2005 г. захват предприятия «Тольяттиазот», где попытка установления контроля сопровождалась инициированием целого ряда уголовных дел в отношении владельцев и менеджеров предприятия, многочисленными проверками со стороны различных государственных структур и правоохранительных органов, систематическими обысками и выемками документации, оспариванием итогов приватизации, многомиллионными налоговыми претензиями, исками подставных фирм на основе подложных документов, целью которых был арест акций предприятия".
По мнению Бунина, рейдерство в нашей стране процветает благодаря „коррупции, слабости судов, правоохранительной системы, незавершенности законодательной базы, слабости демократических и рыночных институтов, низкому уровню предпринимательской культуры и спокойному отношению собственников к своей собственности“. Все это, уверен он, также способствует развитию государственного рейдерства, как в случае с „Тольяттиазотом“. Президент ЦПТ привел в пример ставший достоянием гласности факт давления на судью Высшего арбитражного суда РФ — от Елены Валявиной, первого заместителя председателя ВАС, чиновники требовали отменить ее правомочное решение об освобождении от ареста акций „Тольяттиазота“. „Это особенно опасно, — пояснил Бунин, — что после рейдеров-частников, воюющих друг с другом, рейдерством стали заниматься представители государственной власти“.
Мерами борьбы с рейдерством респонденты ЦПТ назвали различные законопроекты и поправки в действующее законодательство. В их числе: внесенный правительством РФ в Госдуму в 2007 г. проект закона „О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования процедуры разрешения корпоративных конфликтов) “, который был принят в первом чтении, "однако второе чтение до сих пор не состоялось"; поправки в закон „Об акционерных обществах“, касающиеся системы корпоративного управления, рекомендованные в апреле этого года комитетом ГД по собственности для принятия в первом чтении; поправки в Уголовный кодекс РФ, предусматривающие ужесточение наказания за рейдерство; принятый Госдумой 21 марта 2008 г. в первом чтении правительственный законопроект, ужесточающий требования к ЧОП и детективным агентствам; поправки в законодательные акты, связанные с оперативно-разыскной деятельностью, в закон „Об оружии“, Налоговый кодекс РФ и другие.
Однако, как указывают авторы исследования, „самые хорошие законы не будут работать без эффективной правоприменительной практики“, которую сможет обеспечить, к примеру, постановление пленума Высшего арбитражного суда РФ о защите прав предпринимателей в случае причинения им вреда со стороны государства.