Нынешнее довольно шаткое положение у власти премьер-министра Украины Юлии Тимошенко сегодня автоматически подталкивает ее к весьма сомнительным действиям по обеспечению надежного тыла в условиях политической войны. Обострившееся противостояние с президентом, растущая рекордными темпами инфляция и разваливающаяся в результате премьерских экспериментов экономика создали сегодня большую вероятность того, что Юлия Владимировна вот-вот окажется свергнутой с премьерской должности. В сложившейся ситуации, вероятность ухода в отставку по собственной инициативе, с переложением ответственность за состояние дел в стране на новое правительство, новую коалицию и президента, для Тимошенко не самый лучший вариант. Электорат воспримет подобный шаг как откровенное предательство. При нынешних реалиях самым резонным представляется укрепление госпожой премьером своего материального базиса. Ведь деньги, как известно, во все времена были определяющим в борьбе за власть фактором.
Поводом для разговора в подобном ключе сегодня можно считать последние инициативы Юлии Владимировны в вопросе наведения порядка и обеспечения стабильности в работе ЗАО «Укртатнафта». При существовании большой вероятности того, что Тимошенко может влиться в борьбу за президентство на предстоящих выборах, новая правительственная линия по «реанимации» предприятия воспринимается ни чем иным, как попыткой обеспечить надежное финансовое подспорье далеко идущим намерениям главы Кабмина. Примечательно при этом, что мотивация к получению прибыли за счет манипуляций со стратегическим активом, вполне объяснима и с другой стороны – деньги нужны и на тот случай, если Тимошенко неожиданно окажется в статусе экс-премьер-министра Украины.
Такого рода причинно-следственные связи сегодня можно обнаружить на основании того, что в последнее время Юлия Тимошенко намеревается установить свой личный контроль над ЗАО «Укртатнафта». В пользу этого свидетельствуют прежде всего далеко идущие планы премьера по передаче руководства компании, контролирующей крупнейший в стране Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, ни кому иному, как официальному супругу Юлии Владимировны – Александру Тимошенко. Кроме него, в руководство собираются внедрить еще и доверенное лицо Тимошенко еще с конца 90-х годов — Сергея Пашинского. Кстати, этот субъект уже пытался осуществить рейдерский захват «Укртатнафты», что лишний раз подтверждает заинтересованность именно госпожи премьера в грядущем заходе на предприятие.
Единственной сложностью на нынешнем этапе реализации задуманного «газовой принцессой» является отсутствие юридических оснований для смены действующего руководства «Укртатнафты». Кабмин не в силах повлиять на такое положение вещей, а, владеющий контрольным пакетом, НАК «Нафтогаз Украины» всё же больше озабочен национальными, а не личными интересами Тимошенко. Более того, руководство Минтопэнерго считает, что в нынешней ситуации, когда Татарстаном организована нефтяная блокада Украины, руководство «Укратанафты», не только обеспечившее альтернативные татарским закупки нефти в Ираке и Белоруссии, но и добившееся работы предприятия с положительной рентабельностью, менять нежелательно.
При таких реалиях Тимошенко, которой необходимо решить вопрос с захватом «Укртатнафты» в экстренном порядке, фактически решилась на государственную измену.
Юлия Владимировна договорилась с татарской стороной (в лице замгендиректора «Татнефти» Наиля Маганова) о возвращении не имеющим никакого отношения ни к «Татнефти», ни к правительству Татарстана, а принадлежащим частным лицам — менеджерам НК «Татнефть» — двум оффшорным компаниям пакетов акций ЗАО «Укртатнафта». Естественно, условием в пользу интересов премьера стало согласие последних привести на предприятие аффилированный к украинскому премьеру менеджмент.
Именно для реализации этих планов в Кабмине и был разработан и согласован беспрецедентный по степени лоббизма документ — «План заходів, щодо стабілізації ситуації навколо ЗАТ «Укртатнафта» (укр.). Принимая во внимание зафиксированные в нем дефиниции и формулировки распоряжений, иначе как планом рейдерского захвата предприятия охарактеризовать невозможно. Достаточно лишь определения типа «обеспечить вынесение постановлений Киевским апелляционным судом по делам 25/330 и 25/3331 в пользу Министерства топлива и энергетики путем принятия постановления Киевского аппеляционного суда про отказ в удовлетворении апелляционных жалоб» миноритарных акционеров «Укртатнафты», чтобы понять ради чего был создан этот документ.
Примечательно, что подобным образом в «плане заходив» прописано большинство его пунктов, включая и предписание о бескомпромиссной смене компании-регистратора предприятия. В силу же того, что обеспечение нужных Тимошенко решений будет производиться при помощи админресурса, в частности, с помощью БЮТовского председателя Верховного Суда Онопенко и еще одного члена БЮТ, его зятя, заместителя министра юстиции Евгения Корнийчука, свидетельствует уже хотя бы то, что последний назначен непосредственным куратором большинства пунктов упомянутого плана.
Самые серьезные опасения возникают в связи с тем, что в плане мер по стабилизации ситуации вокруг «Укртатнафты» на 28 мая правительство Тимошенко прописало смену охранных фирм или блокирование работы охраны предприятия при помощи отзыва у соответствующих фирм лицензий. Сделано это было для обеспечения беспрепятственного прохода «участников» собрания акционеров ЗАО на территорию предприятия. Учитывая упомянутую выше проблематику, иными словами как подготовкой к физическому захвату «Укртатнефти» подобные меры безопасности и не назовешь.
Получается, что сегодня Юлия Тимошенко во имя удовлетворения своих финансовых потребностей, при участии татарских «партнеров», попросту пытается украсть Кременчугский НПЗ не только у украинского государства, но и у добросовестных татарских акционеров, которые заинтересованы в стабильной и рентабельной работе предприятия. Определенно, осознания факта этого вполне достаточно для того, чтобы раз и навсегда пересмотреть отношение к Тимошенко, как носителю перспективы всеукраинского процветания.
Задачей же номер один на сегодня следует считать ни что иное, как спасение ЗАО «Укртатнафта» от грядущей рейдерской экспансии.