Украина наконец то стала полноправным членом Всемирной Торговой Организации, переговоры по присоединению к которой продолжались более 14 лет. Какие выгоды и опасности для Украины принесет обретение членства в этой организации?
Для начала немного информации из истории о ВТО.
Всемирная торговая организация была создана в результате многолетних переговоров развитыми странами в рамках Уругвайского раунда, который завершился в декабре 1993 года. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994 года Соглашением об учреждении ВТО, известным также как Марракешское соглашение.Помимо основного текста документ содержит 4 приложения:
Приложение 1А:
Многосторонние соглашения по торговле товарами:
Наименование соглашения
Краткое описание
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г.
Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947.
Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере
Соглашение по сельскому хозяйству.
Определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе.
Соглашение по текстилю и одежде.
Определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм.
Определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля
Соглашение по техническим барьерам в торговле.
Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей.
Содержит ограничения применения мер, поощряющих потребление отечественных товаров в связи с капиталовложением
Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров).
Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров
Соглашение по предотгрузочной инспекции.
Определяет условия проведения предотгрузочных инспекций
Соглашение по правилам происхождения.
Определяет принципы происхождения товаров
Соглашение по процедурам импортного лицензирования.
Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам.
Определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием
Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг).
Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу
Соглашение по защитным мерам.
Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту
Приложение 1В:
Генеральное соглашение по торговле услугами.
Определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере
Приложение 1С:
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности
Приложение 2:
Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров.
Устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО
Приложение 3:
Механизм обзоров торговой политики.
Определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО
Приложение 4:
Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения
Соглашение по торговле гражданской авиатехникой (определяет обязательства сторон по либерализации торговли в этом секторе)
Соглашение по правительственным закупкам (устанавливает процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для государственных нужд)
Для того, что бы стать членом ВТО Украине пришлось договариваться по всем этим пунктам со всеми 151 членом этой организации. Многие люди, подвержены влиянию СМИ, могут думать, что Украина только выиграет от того, что присоединилась к организации, где установлены правила торговли для всех, но это, к сожалению не так. Страны организаторы ВТО, находятся в гораздо более выгодных условиях, чем те страны, которые присоединяются к этой организации. Проблема в том, что правила ВТО не действуют симметрично для всех её членов, а действуют в тех пределах, которые удалось отстоять и подписать в виде протоколов с каждым участником организации. Для того, что бы понимать хорошо или плохо будет Украине от членства в ВТО, нужно знать каким же образом Украина смогла попасть в эту организацию, как отстояла собственные интересы на переговорах со странами участницами ВТО.
Украина является одним из крупнейших в мире производителем чорных металлов, сельхозпродукции, вооружений и авиатехники. Кроме того экономика Украины характеризуется слабым сектором финансовых услуг, устаревшими технологиями, что определяет большую энергоёмкость производств, а так же дефицитом рабочей силы. Каким же образом правительство защищало интересы Украины при вступлении в ВТО. Одним из самых эффективных методов защиты собственного производителя – являются тарифные методы, а именно таможенные пошлины на импорт или экспорт товаров. В результате переговоров Украиной снижены средневзвешенные импортные пошлины с 7,02% до 5,67%, в то время как средневзвешенные ставки действующих импортных тарифов стран-членов ВТО составляют 12,22%.
Кроме того, переговорщики присоединили Украину к 16 необязательным секториальным инициативам, предусматривающим введение нулевых таможенных пошлин (рыба, крепкие спиртные напитки, спирт, лекарства, самолеты, сельхозоборудование, медоборудование и много другое). Есть все основания полагать, что указанные товарные позиции станут завозиться в основном по импорту. Кроме того, Украина теряет возможность устанавливать новые экспортные таможенные пошлины и ограничения, что привед ёт к отсутствию возможностей у правительств, к влиянию на цены производителей стратегически важных товаров, таких как продукты питания. Нужно так же отметить, что Украина приняла отнюдь не патриотические обязательства по доступу на отечественный рынок в 132 секторах услуг, в том числе в 94 секторах без всяких ограничений! Для сведения: россияне согласились допускать без лимита иностранный капитал только в 28 секторах.
Почему же так долго велись переговоры при прошлой власти, которую окрестили преступной, и так быстро вступили в ВТО при нынешней – демократической. Действительно, до 2005 года велись долгие переговоры о вступлении, на которых пытались отстаивать интересы украинских производителей, как результат по многим вопросам были подписаны соглашения, которые просто фиксировали сложившиеся режимы торговли и не требовали от нас серьёзных уступок. Оставались только принципиальные вопросы, типа допуска генномодифицированой продукции, размера и способа субсидирования отечественного производителя и размера некоторых пошлин. Положение кардинально изменилось с приходом к власти нынешнего президента и его окружения. Была дана установка вступить в ВТО сначала в 2006 году, потом в 2007 году, но при этом подчёркивалось, что это нужно сделать любой ценой раньше России, которая предлагала Украине свою помощь в вступлении в ВТО. В результате произошло невиданная сдача интересов простых граждан и страны в целом при подписании этих принципиальных положений протоколов по вступлению в ВТО. Так, самым серьёзным поступлением преступлением, является допуск генномодифицированой продукции на отечественный рынок питания. Конечно, многие знают, что уже несколько лет, как наши производители продуктов питания используют в качестве пищевых добавок генномодифицированую продукцию, например импортную сою. Но если раньше с этим можно было бороться, то теперь это законно. Кроме того, разрешается производство генно модифицированных растений в Украине, что грозит тем, что у нас вообще исчезнут нормальные продукты питания, а это грозит не только здоровью всего населения, но и потерей рынков сбыта России и стран ЕС, где эта продукция запрещена.
Наиболее пострадает в Украине именно сельскохозяйственный сектор. Так по соглашениям со странами ВТО, Украина будет иметь право на субсидирование производства аграрной продукции суммой, которая почти в 6 раз меньше чем те суммы, которые субсидирует ЕС в производство сельхозпродукции. Естественно, что в таких неравных условиях наш производитель не сможет реально конкурировать с европейским или американским. Кроме того, принятые принципы ветеринарной сертификации продукции ВТО, практически запрещают закупку молока и мяса у частного сектора, который производит в Украине более 70% всей мясомолочной продукции и эту проблему нужно будет как то решать.
Еще в 2005 году правительство Тимошенко «обнулило» многие таможенные пошлины. Сделано это было из желания быстрее адаптировать экономику державы к условиям ВТО и насытить потребительский рынок дешёвым импортом. В 2004 положительный баланс внешней торговли составил $3,5 млрд. В 2005 году – отрицательное сальдо. В 2007 году установлен исторический максимум дефицита внешней торговли – около $10 млрд. В 2008 году, исходя из существующей динамики, показатель выйдет на величину более $12 млрд., что соответствует стране третьего мира. Украина по факту стала безнадежно импортозависимой страной и данные соглашения только фиксируют эту структуру экономики.
Как бороться с этими негативными явлениями? Одним из реальных способов оградить себя от некачественной продукции, является обязательная маркировка с указанием её состава, происхождения и наличия в ней генномодифицированой продукции. Такое постановление, об обязательной маркировке, было издано предыдущим правительством Януковича, но после сильнейшего давления было отменено.
К негативам можно отнести и отказ от обязательной сертификации продукции, обязательство ликвидации Госстандарта как контролирующего качество товаров органа власти и многое другое, что касается стандартов продукции.
Какие же позитивы принесёт нам членство в ВТО. Так, принято считать, что против члена организации нельзя применять дискриминационные меры, квоты на поставку продукции украинских металлургов в ЕС могут быть отменены, тяжелее будет вводить антидемпинговые меры и тому подобное. Да действительно, поведение стран участниц ВТО становится более прогнозируемое по отношению к Украине, что в свою очередь улучшает инвестиционную привлекательность страны для зарубежных инвесторов. Но так ли быстро можно получить выгоду от такого вступления. Действующие антидемпинговые пошлины, которые были введены ранее, никто отменять не спешит, а для проникновения украинской продукции на рынки развитых стран, нужно преодолеть серьёзные нетарифные барьеры по сертификации качества продукции и раскрутке её на зарубежных рынках, что требует серьёзных капиталовложений. Кроме того, подписанные соглашения по ряду товаров могут усложнить торговые отношения с такими соседями, как Россия и Евросоюз.
Как заявили официальные власти Украины – после присоединения к ВТО Киев надеется на плодотворные переговоры с Брюсселем по созданию зоны свободной торговли с Евросоюзом. Любопытное заявление, наталкивающее на простую мысль, что членство в ВТО – еще не карт-бланш для свободной торговли без изъятий и ограничений. Чем-то еще придется поступаться. Отдельно можно отметить, что в случае создание реальной зоны свободной торговли с ЕС, украинский средний бизнес может прекратить своё существование, так как невозможно конкурировать имея финансовые ресурсы по 20-25% годовых если конкурент имеет их по 8-10%.
Кроме того, существует много путей введения антидемпинговых пошлин и в рамках ВТО. Например, если посчитают, что украинский производитель имел сырьё или энергоносители по демпинговым ценам, то его себестоимость пересчитают по рыночным ценам страны, которая хочет ввести ограничение в торговли. Ни для кого не секрет, что в Украине стоимость энергоносителей значительно ниже, чем в Европе, поэтому возможность антидемпинговых барьеров сохраняется.
Следует ли радоваться тому, что Украина опередила Россию со вступлением в ВТО? Стоит отметить, что мы опередили соседа тогда, когда он намеренно застопорил ход переговоров, не пойдя на уступки ЕС и США. ВТО для России – не вопрос жизни и смерти. В России сейчас много говорится о том, что Россия ничего не выиграет от вступления в ВТО, и что вступление России в ВТО более выгодно именно таким членам ВТО как Евросоюз и США. Действительно, Россия довольно самодостаточная страна и прилагает все усилия для утверждения себя в этом статусе, а поэтому надеяться на какие то уступки России Украине ради вступления в ВТО просто смешно. Не смешно другое – украинская власть попытается использовать факт более раннего вступления в ВТО, как рычаг давления на Россию, что вызовет ещё большее ухудшение отношений между руководствами стран. Так, нынешнее руководство уже озвучило свои пожелания к России, при переговорах с Россией о вступлении её в ВТО. Во-первых отмена квот на наш экспорт – сахар, спирт, трубы большего диаметра. Во-вторых, отмена пошлин с экспорта российской сырой нефти, так как это механизм субсидирования внутрироссийских потребителей. В третьих, России необходимо привести свое антимонопольное законодательство (читай ликвидировать монополию Газпрома — автор.) в соответствие с нормами ВТО. Абсолютно смешная позиция, если Россия по вопросам нефти и газа не ид ёт на уступки таким странам как США и Есвросоюз, то, как то смешно думать, что Украина сможет повлиять в этих принципиальных для России вопросах на её позицию.
В целом можно сделать вывод, что в ближайшей и среднесрочной перспективе, вступление в ВТО принесет нашей стране больше проблем чем выгод, и только от эффективности украинской власти будет зависеть то, как мы сумеем использовать членство в этой организации. Позитив состоит в том, что имея невыгодные условия торговли основными украинскими товарами, украинцам нужно будет искать пути развития не связанные с этими отраслями и повышать инвестиционную привлекательность страны в других областях экономики. Это значит, что в таких условиях, мы вынуждены будем изменять структуру экономики в сторону производства наукоёмких товаров и информационных технологий. Для этого Украине нужно существенно снизить налоговое давление именно в этих областях экономики, сделать его более низким, чем в основных развитых странах, входящих в ВТО. Но это в перспективе, а сейчас власти нужно будет приложить большие усилия и умение, что бы преодолеть негативы от вступления в ВТО.