В Советском Союзе с пьянством боролись долго, упорно и с переменным успехом. Пьяницы были любимцами художников-карикатуристов, тема социального алкоголизма со счастливым исходом многократно обыгрывалась в кино (например, фильм «Афоня»), алкоголиков порицали на производстве и высмеивали старушки у подъездов. Пить меньше по итогам этой кампании меньше не стали, но, по крайней мере, запойные пьяницы старались не появляться на людях в нетрезвом состоянии.
7 мая 1985 года в СССР стартовала мощная антиалкогольная кампания, ставшая, наряду с перестройкой, «визитной карточкой» Михаила Горбачева. В рамках борьбы с алкоголизмом, была запрещена продажа алкогольных напитков в магазинах вблизи производственных предприятий, строек, учебных заведений и учреждений социального назначения, в местах массовых гуляний и отдыха трудящихся и в мелкорозничной торговой сети. Не допускалось употребление спиртных напитков на туристических базах и в турпоходах, при организации коллективных выездов трудящихся, а также во всех видах общественного транспорта. Запрещалось продажа спиртных напитков лицам, не достигшим 21 года, а винно-водочные отделы в рабочие дни могли открываться только с 14 часов. В качестве превентивных мер было принято решение уменьшить объем выплат наличными, расширяя практику перечисления аванса и заработной платы через сберегательные кассы. Кроме того, дабы не допустить использование винограда и ягод для изготовления вин, Центросоюзу указали увеличить закупки в колхозах, совхозах и у населения их излишков.
Но в целом достаточно здравые идеи оказались лишь привели к спекуляциям, уничтожению виноградников, росту дефицита на сахар и другие продукты питания, использующиеся при изготовлении бражки и самогонки, и в целом к общему неудовлетворению народных масс.
Последствия той кампании аукнулись в 90-е годы, когда свободная продажа вино-водочных изделий была разрешена, но в силу слабости алкогольной промышленности, буйным цветом расцвело производство «палёной» водки. Сравнительно недорого «мерзавчик» политуры можно было приобрести в любое время суток в многочисленных ларьках, у торговок цветами и т.д. Всё это привело к массовому спаиванию населения и увеличению летальных исходов вследствие потребления некачественной продукции.
Но через несколько лет «дикого пьянства» страна всё же встала на цивилизованные рельсы. Заработали производства, правоохранительные органы всерьёз взялись за «леваков», в магазинах появилась возможность выбора.
Впрочем, эйфория длилась недолго. Агрессивная рекламная политика производителей алкоголя стала принимать угрожающие масштабы и медики забили тревогу: навязчивая реклама и доступность спиртных напитков может привести к массовому спаиванию молодёжи.
За дело взялись законодатели, но, как это часто уже бывает, исполнение благих начинаний оставляло желать лучшего. Это касалось и запрета на использование людей в рекламе пива, после чего креаторы подсуетились и стали выдавать не менее соблазнительные ролики. Это требование запретить трансляцию рекламных роликов алкоголя в дневное время, но при этом наружная реклама просто не давала пройти мимо интересующихся запретным плодом подростков. Да и в магазинах продавцы не всегда осуществляли возрастной фейс-контроль, отпуская пиво прыщавым юнцам со школьными ранцами за спиной.
Но особенно отличился основной борец за здоровье нации, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. «Мы алкоголь и в статистике оцениваем как продукт питания — как мясо, молоко, хлеб. Рассматриваем его с точки зрения налогов, трудовой занятости. И не думаем о нем как о продукте, разрушающем здоровье нации и государство», — заявил Онищенко, предложив эффективное на его взгляд решение проблемы всеобщей алкоголизации. По словам г-на Онищенко, так как полностью запретить алкоголь невозможно, необходимо воспитывать переход на «южный тип» потребления алкоголя, снижая потребление крепких алкогольных напитков и увеличивая долю слабоалкогольных напитков", — заявил он.
Общество лояльно отнеслось к инициативе главного санитарного врача. Водки, правда, меньше пить не стали, а вот пива действительно стали пить больше, вследствие чего „пивные“ короли не раз произносили тосты за здоровье и долголетие главврача. Ведь если водка всё же требует некоего ритуала и минимального застолья, то пиво можно потягивать сидя на скамеечке в парке без всякого риска навлечь на себя гнев правоохранительных органов.
Но уже год спустя г-н Онищенко опять забеспокоился. По его мнению, „наиболее злокачественными, фатально влияющими на здоровье населения оказались слабоалкогольные и энергетические напитки, а также пиво“. В связи с этим с экранов телевизоров вдруг заговорили о „пивном алкоголизме“, а дородные тётушки-медики стращали будущих призывников тем, что у пьющие пиво в армии непременно заболевают энурезом. Сам же Онищенко заявил, что его ведомство начинает разработку концепцию алкогольной политики в России, содержание которой держится в секрете.
Тем временем, за январь-апрель 2008 года Россия сократила импорт крепких спиртных напитков, но увеличила импорт пива. А россияне продолжают хвататься за голову, едва прослышав о новых нападках на алкоголь. В частности, опять полетел слух о грядущем исчезновении с прилавков любимой „беленькой“ вследствие каких-то неразберих с новыми акцизами.
В общем, как показывает практика, репрессивные меры ни к чему хорошему не приводят. В то же самое время, мало кто помнит, что антиалкогольная кампания Горбачёва вызвала недовольство у пьющей части населения, а не у школьников и студентов, переживающих по поводу отсутствия свежего пива в палатках. Помимо запретительных мер было рекомендовано создавать условия „для использования свободного времени, досуга и для занятий спортом“, которые должны были „отвлечь трудящихся от бутылки“. В частности указано было стоить кинотеатры, дворцы и дома культуры, клубы, библиотеки, спортивные сооружения и предприятия общественного питания (особенно в новых городских жилых районах и на селе), а развивать коллективные садоводства и огородничество.
Сегодня же молодёжи предлагают альтернативу исключительно в виде социальной рекламы, рассказывающей о том, как вредно пить. Вот за это, как пел Юрий Шевчук, не грех, сегодня выпить нам.