Страны Евросоюза пришли к соглашению касательно длительности рабочей недели, разработав проект директивы, призванной пересмотреть существующее в этой области законодательство. Её обсудили и утвердили собравшиеся в Люксембурге министры по трудоустройству и социальным вопросам “двадцати семи” во главе с еврокомиссаром по социальной политике Владимиром Шпидлой. Чтобы документ вступил в силу, его ещё должен одобрить Европарламент. Пять стран – Испания, Бельгия, Греция, Венгрия и Кипр – призывают парламентариев проголосовать “против”.
С 1993 года продолжительность рабочей недели в ЕС составляет (вместе со сверхурочными) 48 часов. В 2003-м в текст были внесены некоторые изменения (в частности, были предусмотрены исключения предусмотрены для морского транспорта и гражданской авиации).
Согласованный вариант текста предлагает разрешить увеличить продолжительность рабочей недели с 48-ми до 60 -ти или даже 65 -ти часов при определённых условиях. Учитываются в документе и пожелания ряда стран в том, что касается временной занятости. Еще один важный момент: проект директивы определяет “время дежурства”, в частности для работников медицинского сектора. Несмотря на два постановления европейского суда, в большинстве стран ЕС это не выполняется. Проект директивы обяжет считать время дежурства как рабочее, передает euronews.
Таким образом, это соглашение положит конец 4-летнему спору Великобритании и Франции о рынке труда, когда экономически либеральные взгляды Лондона были противопоставлены социальным требованиям Парижа. В то же время, договор позволяет Великобритании поддерживать свою привычную многочасовую рабочую неделю, благодаря вписанному в закон от 1993 года «исключению», устанавливающему максимум трудовой недели в 48 часов. Как отметил министр по делам бизнеса Великобритании Джон Хаттон, этот договор позволяет людям были свободными в выборе того, чем им заняться в дополнительное время, они могут, в том числе, и зарабатывать деньги.
Группа стран, под инициативным руководством Франции, первоначально хотела удалить это британское «исключение из правила», доказывая, что трудовая неделя в 48 часов защищает персонал от эксплуатации и несчастных случаев на работе, сообщает портал k2kapital.com. Многие министры труда Евросоюза отмечали, что нормативы на рынке труда в Соединенном королевстве противоречат правам человека и означают «отход от социальной направленности общеевропейских тенденций».
Среди стран-трудоголиков рекорды по количеству рабочих часов бьёт Южная Корея. Среднестатистический южнокореец занят на ниве построения капитализма 2 390 часов в год. По странам ЕС этот показатель составляет в среднем 1750 часов. Рабочий день корейца начинается в 8.00 и заканчивается в 19.00, а то и позже. Суббота здесь долгое время оставалась рабочим днём.
В Болгарии, к примеру, при 40-часовой неделе рабочий день может составлять до 10 часов, но не более 60 дней в году и не более 20 дней кряду. В Люксембурге и Португалии при обоюдном согласии рабочая неделя возрастает до 60 часов, но придерживаться такого графика можно не более шести недель в году. В Финляндии при 40-часовой рабочей неделе сверхурочно работают не более одного часа в день. При этом, если используется гибкий рабочий график, лимит может быть увеличен до трёх часов. Схожие ограничения есть и в других странах Евросоюза, хотя они весьма индивидуальны, пишет портал focus.in.ua.
Интересно, что в 2005 году женщины работали сверхурочно вдвое меньше, чем мужчины. Это справедливо практически для всех стран – членов Евросоюза.
Оказалось, что в новоприбывших странах – членах ЕС народ трудится дольше своих коллег. При этом разница между мужчинами и женщинами существенна: первые перерабатывают почти на 2 часа больше, чем их коллеги в Старой Европе, в то время как у женщин этот показатель – больше 5,5 часа. Ещё одной особенностью новоприбывших членов ЕС является тот факт, что женщины тут предпочитают брать полноценный отпуск по уходу за детьми, тогда как в других странах ЕС мамы отдают предпочтение частичной занятости.