Главная » Компании » Ставка на интеллект. Каково быть гастарбайтером в Казахстане

Ставка на интеллект. Каково быть гастарбайтером в Казахстане

Новый порядок привлечения на работу иностранцев должен повысить качество привлекаемой рабочей силы. Но участники рынка не заинтересованы в этом

C начала июня в Казахстане вступил в силу новый порядок привлечения трудовых ресурсов из-за рубежа. Отныне при отборе иностранной рабочей силы станут учитывать образование, стаж работы и степень востребованности аналогичных специалистов у нас в стране. Несмотря на то что квота на привлечение иностранцев увеличена в два раза – с 0,8% (64 тыс. человек) от экономически активного населения (ЭАН, в настоящее время – около 8 млн в РК) до 1,6% (128 тыс.), порядок допуска неграждан РК в офисы и на предприятия ужесточен. Сокращен срок направления заявок работодателей в местные органы власти на привлечение рабочей силы – документы должны быть поданы до 1 сентября (ранее – до 1 октября). Важное нововведение – теперь вопрос, выдать или нет иностранному работнику разрешение, будет зависеть от его квалификационных характеристик. В зависимости от уровня образования, стажа работы по специальности и уровня спроса на данную профессию на рынке труда соискателям будет начисляться определенное количество баллов. Выпускник техникума наберет 15 баллов, профильного вуза – 25. Столько же принесут семь и более лет стажа по специальности. Причем если профессия пользуется спросом, то потенциальному работнику дадут 25 баллов, не пользуется – 15. В итоге, чтобы попасть на работу по первой категории (руководящий состав), иностранцу нужно будет набрать не менее 35 баллов, а по второй и третьей (специалисты и квалифицированные рабочие) – 55. Иначе разрешения не дадут.

Госорганы изменение правил игры на рынке труда связывают с ростом безработицы в самом Казахстане. По данным Агентства по статистике РК, в первом квартале 2008 года количество безработных в Казахстане составило 573,8 тыс. человек (7,1% от ЭАН). Число лиц, состоящих на учете в органах занятости Министерства труда и социальной защиты населения, на конец марта 2008 года достигло 62 тыс. Это цифры официальной статистики. По мнению казахстанских экспертов, реальные цифры по безработице в РК на порядок выше. Кроме того, несложно заметить, что новые правила ориентированы на привлечение квалифицированных работников, в том числе претендующих на руководящие должности.

Но помогут ли они улучшить качество импортируемых трудовых ресурсов, одновременно снизив общий приток мигрантов и увеличив занятость среди собственного населения? Эксперты не уверены в этом. «Прямой взаимосвязи между ростом трудовой миграции и параллельным ростом внутренней безработицы не вижу, – говорит ведущий специалист по проектам фонда „Евразия Центральной Азии“ Аскар Кушкунбаев. – Как правило, мигранты в 90 случаях из 100 занимают рабочие места, куда казахстанцы не хотят идти».
Без права выбора

С качеством привлекаемой в РК рабочей силы надо что-то делать. Это правда. Ведь больше всего проблем обществу доставляют неквалифицированные мигранты. В основном это граждане Китая, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. «По новым правилам в списке всевозможных документов, которые должен подготовить работодатель, около 10 единиц различных бумаг», – констатирует вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей РК Тимур Назханов. Поэтому компаниям часто интереснее работники, незаконно въехавшие в РК. Есть и еще один аспект. «Рабочая сила из соседних центральноазиатских государств очень дешевая, – поясняет главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) Гульнур Рахматулина. – Работодатель может им в три раза меньше платить, при этом они в три раза больше работают. В этом, скорее всего, основной фактор привлечения иностранной рабочей силы ».

«Работодатели не хотят официально регистрировать гастарбайтеров из-за зарегулированности процесса легализации, – заявляет г-н Кушкунбаев. – Им можно меньше платить и при этом не нести ответственности по социальным программам». Поэтому и растет количество нелегальных мигрантов. На сегодняшний день их число колеблется между 500 тыс. и одним миллионом.

По мнению экспертов, гастарбайтеры занимают ниши на рынке, не востребованные со стороны казахстанцев. Поэтому утверждение представителей уполномоченных госорганов, что нелегальные мигранты стимулируют рост внутренней безработицы, нельзя считать бесспорным. Мигранты предпочитают идти в сферу строительства (казахстанцы требуют зарплату от 400 долларов и выше, узбеки соглашаются работать за 100–150 долларов), торговли и услуг. «В частности, узбеки охотно идут на стройки, китайцы и киргизы – в торговлю, таджики – в общепит, – уточняет г-н Назханов. – Много киргизов задействовано на сезонных сельхозработах в Алматинской области, узбеков – в ЮКО (почти 90% сбора хлопка) ». Вместе с тем как раз на южные регионы (Алматинская, Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская) приходится наибольшее количество экономически активного населения республики – более 30% от общего количества. Этот фактор способствует дисбалансу на рынке труда.
Сами с усами

Достаточно много проблем и с легальной иностранной рабочей силой. Органы прокуратуры среди наиболее распространенных нарушений выделили отсутствие у отдельных иностранцев должной квалификации и наличие фальшивых документов об образовании. К примеру, ТОО «Казахстанско-Китайский трубопровод» приняло на работу иностранного юриста, не знающего законодательство РК. При том что на тот момент на местной бирже труда были зарегистрированы 47 безработных казахстанских юристов. А уполномоченный орган Атырауской области выдал разрешение ТОО «Батыс мунай» на привлечение 49 китайских специалистов с сомнительными документами об образовании. «Небольшой нюанс, связанный с приемом на работу высококвалифицированного специалиста-иностранца, – подмечает г-н Кушкунбаев. – Обычно госорганы требуют предоставления оригинала диплома об образовании. В развитых странах такой практики вообще нет».

Иностранные компании часто ссылаются на недостаток или отсутствие квалификации местных трудовых ресурсов. И продолжают привлекать иностранную рабочую силу по таким специальностям, как плотники, арматурщики, сварщики и т.п., которым легко можно обучить местное население. «Чтобы подготовить казахстанские кадры, нужно собрать группы людей, платить за их обучение и нести сопутствующие расходы, – продолжает г-жа Рахматулина. – Инвестору проще завезти готовую рабочую силу и поскорее выйти на прибыль».

Неудивительно, что казахстанские бизнесмены не испытывают оптимизма по поводу новых условий привлечения иностранной рабочей силы. Мелкий и средний бизнес активно использует труд гастарбайтеров в целях экономии средств. Даже достаточно крупный бизнес в условиях роста цен на топливо, сырье и материалы не прочь минимизировать расходы за счет более дешевой привозной рабочей силы.

Но вариантов, кажется, нет. По мнению опрошенных «Экспертом Казахстан» представителей государственных органов, необходимо заняться точечной селекцией, привлекая специалистов узкой квалификации, и отказаться от практики приема серой массы маргинального характера. Она особой пользы стране не принесет, а лишь усложнит донельзя ситуацию. С одной стороны, работодатели могут использовать гастарбайтеров по своему усмотрению и, воспользовавшись их полным бесправием, даже не платить за выполненную работу. С другой – незарегистрированные гастарбайтеры могут совершать преступления на территории РК и спокойно уезжать домой.
Консервация отсталости

Нельзя не принимать во внимание также структурные риски для всей казахстанской экономики. Используя дешевый труд гастарбайтеров, многие виды продукции можно производить на устаревшем оборудовании, не вкладываясь в передовые технологии, экономящие труд. Там, где рабочая сила дорогая, бизнесмен поневоле вынужден совершенствовать производство. «Привлекая неквалифицированную рабочую силу извне, – рассуждает г-жа Рахматулина, – мы консервируем свою технологическую отсталость. Связано это с тем, что работодатель, стремящийся получить максимальную прибыль и поменьше при этом платить, не заинтересован вводить технологические новшества. Пока труд гастарбайтеров позволяет ему получать сверхдоходы, ему нет резона экономить на затратах труда, улучшать технологию и всерьез заниматься вопросами охраны труда».

Рынок толкает предпринимателей к получению выгоды (в некоторых случаях ее стеснительно именуют «эффективностью»), а значит, поиску дешевой рабочей силы. Часто она почти бесплатна не только из-за картельных сговоров работодателей, отсутствия в стране настоящих профсоюзов, но и в силу присутствия на рынке труда огромной армии гастарбайтеров.

«Страны-экспортеры рабочей силы с помощью трудовой миграции, – размышляет г-н Назханов, – решают вопрос социальной стабильности в обществе. Трудовые мигранты отправляют на родину деньги, тем самым поддерживая терпимый уровень жизни. С другой стороны, в странах-экспортерах идет мощный размыв квалифицированной рабочей силы, которая тоже уезжает из страны за лучшей долей. Это способствует тому, что в стране-экспортере снижается уровень развития производительных сил, а технологическое отставание еще более возрастает. Страна-импортер тоже несет издержки, ибо говорить о новых технологиях на предприятиях, использующих дешевый труд гастарбайтеров, не приходится».

Таким образом, налицо противоречие: с точки зрения государства стране нужно увеличивать занятость собственного населения, одновременно ужесточая отбор иностранных трудовых мигрантов (по уровню квалификации), а с точки зрения отдельных компаний дело обстоит прямо наоборот. Поэтому возникают сомнения, приведут ли благие намерения правительства к позитивным сдвигам: ведь участники рынка давно поднаторели в обходе установленных правил приема на работу иностранцев. Мировая практика показывает, что запретительные меры тут бессмысленны – пока Казахстан остается страной с низким уровнем производительности труда и экономикой, основанной не на инновационных технологиях, а на выкачке нефти из недр (пусть даже при этом нефтяники будут применять самые передовые методы работы), решить проблему гастарбайтеров, к сожалению, не удастся.

Тулкин Ташимов, Корреспондент «Эксперт Казахстан»
<TABLE cellSpacing=0 cellPadding=0 width="100%" border=0> <TR> <TD>Источник — «Эксперт Казахстан»</TD></TR></TABLE>

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Госдолги и ипотека: как изменилась мировая экономика за 10 лет после кризиса

Десять лет назад — 15 сентября 2008 года -  американский инвестиционный банк Lehman Brothers был признан банкротом. Эта дата считается началом глобального финансового кризиса 2008-2009 годов.