Картель ОПЕК, контролирующий значительную долю поставок нефти на мировой рынок, раздирают серьезные противоречия. Одни участники организации стран-экспортеров «черного золота» считают, что нужно увеличивать добычу, чтобы воспользоваться всеми преимуществами заоблачных цен на сырье. Другие опасаются, что подорожавшая с начало года на 40% нефть вызовет кризис платежеспособного спроса. Третьи пытаются найти выход из ценового коллапса, и нивелировать разницу между огромной ценой и возможностями импортеров, про которых эксперты гадают, долго ли еще они смогут выдерживать «бунт барреля».
Исторически ОПЕК снижал добычу, когда хотел добиться роста цен, и увеличивал производство, когда курс барреля представлялся для картеля запредельным. Но за последние месяцы этот вполне логичный экономический закон, пожалуй, впервые перестал работать. На любые новости об увеличении поставок рынок нефтяных фьючерсов реагирует ростом. Впрочем, этот рынок за последнее время вообще на любые новости реагирует бурным ростом, так что поставщики и аналитики склонны подозревать, что дело, скорее всего, в проблемах с американской экономикой. При этом, с точки зрения валютных игроков, достижения в еврозоне достаточно убедительны, чтобы уходить из доллара и американских ценных бумаг, покупая евро, а также в нефтяные и металлические фьючерсы. Товарный рынок отзывается на это мощным ростом.
Картель обсудит ситуацию на рынке 22 июня на территории Саудовской Аравии, куда приедут не только производители, но и крупнейшие потребители сырья. Однако эта страна уже сделала свой выбор: по некоторым данным, в июле она может беспрецедентно увеличить ежесуточную добычу на 550 тыс. баррелей — до 9,7 млн. На такой уровень производство «черного золота» в этой стране не выходило с 1981 года.
Аналитики расходятся в объяснении мотивов такого решения. Одни надеются, что Саудовская Аравия хочет добиться перепроизводства нефти, затоваривания рынка и, как следствие, снижения цены. Другие совершенно уверены, что ближневосточное государство прекрасно знает: курсом барреля в 2008 году движет отнюдь не баланс спроса и предложения, а мировая экономическая статистика и играющие на ней спекулянты. А поэтому Саудовская Аравия, вероятно, хотела бы снять сливки с высокого рынка, пока он еще не рухнул из-за кризиса спроса. О пагубном влиянии высоких нефтяных цен на мировую экономику говорят все – от чиновников Белого дома до инвестбанкиров.
Многие аналитики полагают, что не только Саудовская Аравия будет наращивать производство, но все страны ОПЕК приблизились к решению увеличивать добычу. Однако почти никто не верит, что рынки хоть как-то отреагируют на это. Парадокс, но факт: сообщения о планах Саудовской Аравии только помогли ценам взлететь. Курс барреля колеблется в районе $135-136, то падая, то взлетая. Однако снижение каждый раз сводится к нескольким десяткам центов, а рост исчисляется долларами.
Саудовские чиновники прекрасно понимают, что выгодно и стабильно продавать нефть можно лишь при растущей мировой экономике, которую толкает вниз «безумный», по выражению представителей этой страны, курс барреля. Саудовская Аравия хочет остановить рост цен, поскольку они являются миной замедленного действия под, в том числе, и нефтяной промышленностью.
Похожей позиции придерживается и член управляющего совета Европейского центробанка Мигель Анхель Фернандес Ордонес. Он полагает, что цены будут расти дальше, следовательно нужно наращивать добычу. А президент США Джордж Буш призвал начать разработку месторождений на шельфе (для этого нужно разрешение конгресса, сейчас бурение в океане запрещено) в надежде на то, что появление на рынке новых партий сырья собьет цены. Однако большинство экспертов уверены, что это не поможет – на рынке нет дефицита, он затоварен и не нуждается в притоке нефти.
В ОПЕК тоже не все разделяют позицию Саудовской Аравии. Разногласия по поводу природы невиданного подорожания стали настоящим яблоком раздора не только для поставщиков, но и для покупателей сырья. Например, Венесуэла не просто не думает о том, как бы повлиять на рынок — этот крупный производитель сырья даже не видит предмета для обсуждения, а поэтому не будет участвовать во встрече 22 июня. Министр нефти Венесуэлы Рафаэль Рамирес убежден, что ценами на «черное золото» движет падение доллара, спекуляции и макроэкономика. И никакими обсуждениями тут ничего не добиться.
Еще один лидирующий экспортер, Иран, заявил, что Саудовская Аравия не должна в одностороннем порядке увеличивать добычу, поскольку такое решение может принимать только совет министров ОПЕК. Против наращивания выступила также Ливия. Аргумент один – на рынке достаточно нефти.
Неизвестно, сколько времени ОПЕК сможет противостоять давлению со стороны индустриально развитых стран-потребителей, которые давно призывают увеличить производство сырья. К ним уже начинают присоединяться развивающиеся страны, например, Индия, которая является крупным импортером. Она заявила, что нынешняя ситуация на ресурсных рынках подрывает индийскую экономику, а увеличение добычи, напротив, поможет оживлению глобального экономического роста.
В чем картель един – так это в том, что цена на нефть будет расти и уже примерно через 2 месяца достигнет $150 за баррель. И в этом с ОПЕК согласны практически все эксперты. Но, как это ни парадоксально, рост цены и пессимистические прогнозы бок о бок сосуществуют с падением спроса на нефть. Международное энергетическое агентство считает, что в этом году темпы роста глобального спроса на «черное золото» будет наименьшими за последние шесть лет. Именно поэтому инвестбанк Lehman Brothers, выделяясь среди всех экспертов, полагает, что высокий рынок нефти неминуемо ждет сильный спад. По мысли аналитиков Lehman, к октябрю 2008 года курс барреля еще может вырасти, однако затем падение цены может по своим темпам даже затмить скорость взлета – и все из-за того, что экономика перестанет справляться с новыми нефтяными реалиями.
На этом фоне для ОПЕК, других крупных производителей и потребителей действительно очень важно выработать согласованную политику даже не поведения, а выживания в условиях, когда цены на нефть бьют все возможные прогнозы.