Реакция правительства — «Нет акционированию и приватизации НАКа». «Нафтогаз», как и ГТС, должны оставаться исключительно в госсобственности, считает Премьер Юлия Тимошенко.
Эксперты также уверены: вывести НАК на продажу сейчас невозможно. Во-первых, это запрещено законодательством. Согласно Закону «О нефти и газе», запрещена передача ГТС и вообще любых активов по транзиту и распределению природного газа, нефти в частную собственность, говорят они. Во-вторых, есть технические сложности. «Если мы говорим о продаже «Нафтогаза» как отдельной компании, то внутри этой компании не должно существовать таких вещей, как перекрестное субсидирование, когда, например, определенные виды бизнеса определенно убыточны и они дотируются из госбюджета или других отраслей», — поясняет эксперт, пожелавший остаться неназванным.
Разделяй и властвуй
Заявление Дубины — своеобразная защитная реакция от процессов, начавшихся вокруг компании, считают эксперты. «Подобные заявления обусловлены в первую очередь тем нестабильным финансовым положением, которое сложилось в последние годы у «Нафтогаза Украины». Это постоянные задолженности и общая неэффективность работы компании. То есть компания, через которую проходят большие средства, постоянно несет убытки. Кроме того, постоянно привлекаются средства из госбюджета для компенсации убыточности НАКа», — рассказал интернет-газете «СЕЙЧАС» директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава.
С этим же связано и заявление Дубины о возможном переподчинении НАКа Совету национальной безопасности и обороны Украины, считают эксперты. «Любая из названных мер позволит избежать излишней политизации работы НАК, которая и стала причиной глубокого кризиса в компании. Плачевность ситуации в том, что «Нафтогаз» слишком зависим от тех или иных политических движений», — отмечает Дубина. «До разрешения политического кризиса в Украине ситуация никак не изменится в сторону приватизации, поскольку для этого должно быть волевое решение всех основных политических сил», — уверен Кава.
«Приватизация и раздел НАКа – это попытка сделать из СНБО теневой Кабмин», — Кава
Вопрос о переподчинении «Нафтогаза» СНБО возник не на пустом месте. Еще в июне в СНБО заговорили о проведении реструктуризации НАК «Нафтогаз Украины», под которой подразумевается разделение компании на несколько частей. В проекте решения СНБО речь идет о «бездействии и неспособности» нынешнего правительства Украины справиться с финансовыми проблемами НАК. В связи с этим Совбез предложил до 1 сентября «провести анализ деятельности НАК «Нафтогаз Украины» на предмет выполнения ею уставных функций и заданий, подготовить предложения по усовершенствованию правовых основ деятельности, разграничить добычу, транспортировку, распределение и поставку природного газа как отдельных видов деятельности». Эксперты же уверены: приватизация и раздел НАКа – это разные средства борьбы за компанию. «Переподчинение НАКа СНБО абсолютно нелогично, поскольку у нас есть система исполнительной власти, которой подчиняется «Нафтогаз Украины», а в функции СНБО управление НАКом никак не входит. Это борьба за сферы влияния между СНБО и КМУ. Это фактически попытка сделать из СНБО теневой Кабмин», — считает Кава.
Кризис и риски
Говорить о реструктуризации и приватизации НАКа имеет смысл только тогда, когда тот оправится от многолетнего кризиса, перейдет на мировые цены на газ и рыночные отношения с покупателями топлива и услуг компании в Украине и за рубежом, уверены специалисты. Сейчас же перед правительством и руководством НАКа стоит задача максимально безболезненно решить проблемы компании. Главной проблемой «Нафтогаза» сегодня, по мнению специалистов, является наличие рискованных видов деятельности – продажа газа разным категориям потребителей, тепловикам и промышленникам. «Каждый раз, когда он сталкивается с проблемой перекрестного субсидирования, не может во время рассчитаться с поставщиками, НАК рискует всеми своими активами», — считает эксперт.
Контроль транзита, распределения газа и его продажи позволяет НАКу злоупотреблять монопольным положением на рынке
В настоящий момент НАК одновременно контролирует и транзит, и распределение газа, и его продажу, что позволяет компании время от времени злоупотреблять монопольным положением на рынке. В данном случае действительно есть смысл выводить функции продажи из «Нафтогаза», и это было бы нормально воспринято рынком. «Если говорить о том, что в перспективе НАК будет продолжать работать как организация, которая занимается транзитом, добычей нефти и газа, то в таком виде НАК был бы достаточно прибыльным и интересным активом, который даже можно было бы выводить в ближайшее время на IPO», — говорит специалист. В сегодняшней ситуации есть смысл создавать какую-то большую госкомпанию, которая бы занималась отдельно функцией продажи природного газа, внутри которой бы происходили процессы дотирования, если это необходимо. А «Нафтогаз» просто оставался бы мощной транспортирующей и добывающей организацией, добавляют эксперты.
Кто может претендовать на активы НАКа
Сегодня НАК находится в сложной ситуации. С одной стороны, компания работает и получает прибыль, с другой – находится в долгах, ее кредитный портфель «зашкаливает», а в бюджет она должна платить большие суммы. «Но при всем желании сохранить НАК как единую компанию отдельные виды бизнеса — например, транзит нефти, транзит и распределение газа, стоят дороже, чем весь НАК вместе взятый», — отметил неназванный эксперт. «Если будет идти речь о продаже «Нафтогаза» как единой компании, то ее активы могут быть оценены в $8 млрд.», — считает Кава. Примечательно, что в 2004-2005 году активы компании оценивали в $20 млрд. «Снижение стоимости активов произошло за счет снижения эффективности работы компании. Кроме того, реальные денежные потоки, которые проходят через НАК сложно проследить», — добавил он.
Реальные денежные потоки, которые проходят через НАК, очень сложно проследить
Если все же дело дойдет до продажи «Нафтогаза», то потенциальных покупателей может быть очень много, считают эксперты. «НАК как актив представляет интерес практически для всех крупнейших энергетических холдингов, и не факт, что наибольший интерес будет у российского «Газпрома». Безусловно, его интерес к доступу на внутренний рынок велик, но нельзя недооценивать и крупнейших европейских операторов рынка. Наш рынок уступает только Германии и Италии и находится на одном уровне с Великобританией, то есть это один из крупнейших рынков сбыта в Европе», — считает эксперт. Претендовать на активы НАКа могут как отечественные бизнес-группы, такие как СКМ Рината Ахметова или «Приват» Игоря Коломойского, так и российские и европейские операторы нефтегазового рынка, считают эксперты. Во-первых, это одна из крупнейших в мире ГТС, уникальных по своей сути (за счет газохранилищ позволяет оперировать очень большими объемами газа). Во-вторых, это крупнейший рынок потребителей, добавляет Кава.