Gucci, Louis Vuitton, Dolce & Gabbana – красиво, качественно, но очень дорого. Настолько, что большая часть среднего класса вряд ли может себе позволить одеваться и покупать аксессуары исключительно дорогих марок. Однако достаточно взглянуть на толпу праздношатающихся где-нибудь в районе Тверской, чтобы убедиться в обратном. Тем не менее судить по обилию дизайнерских шмоток об истинном благосостоянии невозможно.
Как выяснила газета «Наша Версия», до 90% одежды класса люкс на наших согражданах – подделки. Впрочем, Россия лишь следует общемировой модной тенденции: планета завалена дешёвыми, а зачастую и достаточно качественными имитациями глубоко фирменных вещей. Мы переняли и ещё одно достижение западной цивилизации: с расширением в мегаполисах сетей фирменных магазинов и бутиков торговля «леваком» стала перемещаться в Интернет.
Мошенники торжествуют. В начале этого месяца закончился длившийся четыре года суд между знаменитой компанией по производству драгоценных изделий Tiffany и одним из крупнейших интернет-аукционов eBay. По данным представителей Tiffany, до 70% всех изделий, проданных под маркой ювелирной компании через сайт, были подделками. Суд признал компанию eBay невиновной в потворстве продажам подделок.
Одновременно во Франции закончились слушания по аналогичному делу, которое было инициировано против того же eBay компаниями Hermes и LVMH Moёt Hennessy – Louis Vuitton. Правда, в этих случаях посреднику повезло меньше: Hermes получит от eBay 30 тыс. евро за продажу трёх поддельных сумок, а в случае с LVMH интернет-аукцион и вовсе был оштрафован на 63 млн. долларов.
…с 1993 года объёмы производства контрафакта выросли на 1700%. Это уже собственный громадный бизнес с большими доходами. На подделки приходится 7% всего мирового товарооборота – это около 450 млрд. долларов в год,
Противоречивые тенденции разрывают интернет-сообщество. Проблема в одном: в мире до сих пор не существует чётких законов, определяющих ответственность интернет-аукционов. Так что eBay ожидает новый суд – на этот раз с производителем косметики – компанией L’Oreal. Между тем именно Интернет в силу многих причин становится мощнейшим двигателем торговли вообще и рынка подделок в частности. Только на eBay ежемесячно выставляется до 220 млн. лотов, не отстаёт и Amazon.com.
Российские интернет-площадки медленно, но верно становятся серьёзными конкурентами привычных магазинов, особенно в крупных городах, где и проживает львиная доля потенциальных потребителей вещей класса «лакшери». И, разумеется, ими тоже пользуются продавцы «почти настоящей» Chanel и Prada.
Когда-то Пьер Карден сказал, что XXI век станет веком китайских модельеров. Похоже, его слова сбываются. Из всех подделок, изъятых в прошлом году полицией, почти 70% были произведены в Китае. Впрочем, последние годы в эту цифру стоит включить все страны Юго-Восточной Азии. Так, подделки идут также из Малайзии и Индонезии, шоп-туры в эти две страны и в Сингапур становятся всё более популярным развлечением. Туристы килограммами вывозят оттуда вещи знаменитых модельеров, продающиеся по ценам, которых в России не увидишь даже на рынках. Крупные европейские и американские дизайнеры пришли в Китай меньше 10 лет назад в поисках дешёвой рабочей силы. Потом настала очередь и других стран Юго-Восточной Азии: открывать заводы там просто, продукт получается таким же качественным, но при меньшей себестоимости. Сегодня компании –владельцы известных брендов уже раскаиваются и готовятся выводить оттуда свои производства: дешевизна не стоит потери имени.
Китайцы быстро научились качественно подделывать вещи и копировать новые коллекции. Некоторые дома мод уже даже выступали с призывами отказаться от публичных показов коллекций и выкладок их в Интернете. Ведь отчасти эти фотографии помогают китайским умельцам чуть ли не на самих производственных мощностях этих же домов мод моментально отшивать копии этих коллекций и вбрасывать их на рынок ещё до появления реальных продуктов компаний. Хотя подобными вещами отличаются не только китайские производители.
«Надо признать, что сам по себе вопрос защиты интеллектуальной собственности скользкий, и существуют легальные способы гибко обойти закон, чем пользуются не только производители дешёвых подделок, но и крупные компании, такие как Zara и H&M», – рассказала «Нашей Версии» гендиректор компании Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.
При этом китайские власти не спешат реагировать на призывы европейских домов мод бороться с контрафактом. Единственной победой модного мира стало закрытие в Пекине в 2005 году одной из его главных достопримечательностей – знаменитого Шёлкового рынка: почти на 90% его ассортимент состоял из подделок знаменитых марок часов, одежды, сумок и других товаров класса люкс. По некоторым данным, годовой оборот этого рынка составлял почти 12 млн. долларов, впрочем, это крупный опт, а количество более мелких площадок и их обороты вообще не поддаются оценкам.
Производители по-своему пытаются бороться с китайскими подделками. Так, компании Gucci и Louis Vuitton не раз заявляли, что ни за что не станут размещать свои производства в странах Юго-Восточной Азии. По словам их представителей, компании с таким именем не имеют права экономить на рабочей силе ради того, чтобы увеличить валовую прибыль. Но насколько этим компаниям таким способом удалось снизить количество подделок, можно видеть на отечественных рынках.
У других знаменитых фирм свой подход. Так, Prada заявила о том, что будет по-другому маркировать товары, произведённые вне стран Европы. На этих товарах будет написано Made by Prada вместо традиционного Made in Italy.
Великая Коко Шанель говорила: «Подделки – это высшая степень признания и восхищения». Сегодня с ней согласны далеко не все производители.
По данным итальянской Коалиции по борьбе с подделками, с 1993 года объёмы производства контрафакта выросли на 1700%. Это уже собственный громадный бизнес с большими доходами. На подделки приходится 7% всего мирового товарооборота – это около 450 млрд. долларов в год, причём около 60% всех поддельных товаров оседают в Европейском союзе.
«Проблема стоит довольно остро и вызывает крайнюю озабоченность со стороны крупных компаний – производителей премиальных товаров. Так, в феврале этого года в Дубае прошёл четвёртый глобальный конгресс по борьбе с контрафакцией, пиратством», – рассказывает Анна Лебсак-Клейманс.
Компании не сильно верят в помощь властей, поэтому помогают себе сами. Louis Vuitton считается самым агрессивным борцом с подделками: на это компания ежегодно выделяет до 15 млн. долларов. В Louis Vuitton работают 40 адвокатов и 250 агентов по всему миру, чьей единственной задачей является отслеживать и пресекать попытки создания и продажи подделок. «В этом году Lоuis Vuitton выиграла дело, возбуждённое против китайского отеля, на территории которого работал магазин, продававший поддельные аксессуары Louis Vuitton. (???) Кроме того, французская компания выиграла ещ ё один иск к китайскому производителю сумок, который незаконно скопировал дизайн Louis Vuitton», – сообщила гендиректор Fashion Consulting Group.
Компания Lacoste на борьбу с пиратством выделяет 5,6 млн. евро ежегодно. Другие компании по производству товаров класса люкс, например Dior, Chanel, Hermes, предпочитают в каждой отдельной стране создавать коалиции и сражаться вместе.
Но насколько действительно подделки вредят бизнесу марок класса люкс? По данным американских аналитиков, за первое полугодие бизнес у большинства люксовых марок вырос. Так, Burberry заявляет о росте продаж на 15%, Hermes сообщил об увеличении спроса на его товары на 13%, Gucci и Yves Saint Loran подняли продажи на 4,5%.
И всё это в то время, когда спрос в США из-за наступающей рецессии серьёзно снижается. Получается, что кассу этим компаниям делают потребители Европейского союза, Японии и стран с развивающейся экономикой. А если бизнес растёт, да ещё так быстро, может быть, права была Шанель?
Мнения производителей на этот счёт расходятся. Молодые компании, только ещё начинающие заходить в люксовую нишу, подделкам даже радуются. Ведь тот факт, что их начинают подделывать, говорит о признании. Кроме того, эти подделки по-своему помогают завоёвывать долю на рынке. Ещё одним доводом в пользу безобидности подделок служит то, что большинство людей, которые могут позволить себе оригинал, посчитают ниже своего достоинства приобрести подделку и не станут этого делать, по крайней мере намеренно. Другое дело, если они будут обмануты продавцом.
Крупным же компаниям подделки совсем не по вкусу. Компании тратят миллионы долларов на рекламу и раскрутку бренда, а плоды от этих усилий получают пираты. «Рынок подделок влияет на продажи, но не в прямом, а скорее в косвенном смысле, бросая тень и дискредитируя компании – производители продукции класса люкс. Сами покупатели также могут пересекаться, совершая покупки в специализированных магазинах солидных розничных операторов и, например, в то же время приобретая вещи на интернет-аукционах, где вероятность приобретения подделки чрезвычайно велика», – резюмирует Анна Лебсак-Клейманс.
Но так ли уж плохи подделки для покупателя? Поскольку бизнес по созданию подделок растёт, сегодня уже существует целая система градаций. И каждый игрок на этом чёрном рынке нацелен на своего покупателя.
Стоимость сумочки от Hermes может доходить до 30 тыс. долларов. Эта фирма – одна из немногих в мире, которой удалось настолько взвинтить стоимость своего бренда, ведь себестоимость подобной галантереи, по оценкам экспертов, в 100 раз ниже – всего 300 долларов. В мире найдётся немало желающих ходить с таким аксессуаром, но мало тех, кто готов заплатить такую цену за оригинал. Поэтому очень многие вполне сознательно покупают качественные копии – подделки, изготовленные из тех же материалов и на тех же фабриках, только не имеющие ни лицензий, ни пожизненных гарантий, которые выдаются при покупке оригинала. Во Франции подобную сумку можно купить за 1 тыс. евро, и, как уверяют многие специалисты, отличить её от настоящей будет практически невозможно.
В компании Fashion Consulting Group подделки делят на следующие группы: «Вариант первый – когда фабрика-подрядчик производит дополнительную партию товара без разрешения и ведома производителя или когда фабрика реализует как качественные «выбракованные» партии товара, то есть фактически такой вид подделок – это такая же продукция, только не имеющая лицензии, – перечисляет Анна Лебсак-Клейманс. – Второй вариант – это так называемые легитимные подделки. В этом случае за основу модели берётся прототип, созданный другой компанией или дизайнером. Затем в нём слегка изменяются детали и материал, и он продаётся как авторская модель «копировщика». Именно так поступают компании Zara и H&M, легитимным способом обходя право интеллектуальной собственности компаний-производителей. Они пользуются бешеной популярностью среди молодёжи просто потому, что дают людям шанс носить фактически ту же продукцию класса люкс, но при этом за гораздо меньшие деньги. Основные потребители этой продукции отдают себе отчёт в том, что эта одежда не продержится дольше сезона, но для большинства это не важно: ведь в следующем сезоне и мода может измениться. О качестве же этих подделок говорить не приходится.
Есть и третий вид подделок – это более дешёвые версии оригинала. Это нелегитимные подделки, они нарушают все законы об интеллектуальной собственности. Компании – производители таких подделок используют лейблы и фирменные знаки настоящих производителей класса люкс. Но при этом их копии лишь визуально напоминают оригинал. На самом же деле они сделаны из более дешёвых низкокачественных материалов, в них используются некачественная фурнитура и подкладки. Конечно, для некоторых это вариант купить более дешёвую версию оригинала, но скорее всего подобная вещь развалится на второй день. Причём, чтобы отличить такие подделки, не требуется быть специалистом. Как раз на этот вид подделок и приходится больше всего продаж через Интернет: когда их нельзя потрогать, люди покупаются просто на внешний вид по фотографии.
В теории интернет-аукционам всё равно, что продавать – настоящие вещи или подделки. Ведь они получают свой процент с продаж в любом случае. Тем не менее многочисленные судебные иски заставляют компании следить за тем, что творится среди продавцов, и хотя бы делать вид, что они готовы бороться за чистоту проданного товара.
Так, интернет-аукцион eBay сотрудничает с крупнейшими производителями класса люкс и по первому их требованию снимает все вызывающие подозрение лоты. Тем не менее это не мешает компаниям-производителям оформлять всё новые судебные иски против аукциона.
«Теоретически, конечно, можно отследить абсолютно все продажи подделок и пресечь их, – сообщил «Нашей Версии» глава российского интернет-аукциона Молоток.ру Павел Токарев. – Но для этого потребуется огромное количество сотрудников и существенные дополнительные технические ресурсы. С экономической точки зрения, это сложно и бессмылсенно». Поэтому большинство интернет-аукционов предпочитает перекладывать заботы о борьбе с продажей подделок на плечи самих компаний-производителей. Сотрудничество ведётся по принципу консультаций и предварительных проверок. Как показывает практика, к значимым результатам это не приводит: продажи подделок продолжают набирать обороты, а количество исков в судах постоянно растёт.
Отечественным интернет-магазинам пока живётся спокойно: на них крупнейшие западные компании по производству товаров класса люкс внимания не обращают. «У нас не было прецедентов, когда нам угрожали бы судебными разбирательствами в связи с продажей подделок через наш аукцион», – рассказал Павел Токарев.
Россия воротилам модного бизнеса неинтересна. Оно и понятно: во-первых, объёмы продаж всё-таки ещё пока не те, а, во-вторых, законодательство хромает. «По российскому законодательству факт продажи подделки фиксируется только в момент передачи денег, а не в момент предложения о покупке. «Молоток.ру» предоставляет возможность поместить предложение и совершить продажу, но не участвует в сделках. Кроме того, по соглашению с пользователями мы снимаем с себя ответственность за качество товара и достоверность предоставленной пользователями информации: такую ответственность несут исключительно продавцы. Соответственно нас нельзя обвинить в нарушении законодательства, даже если продавцы предлагают подделки, но при этом мы, конечно, принимаем все разумные меры для предотвращения помещения на «Молоток.ру» предложений о продаже фальшивок, контрафактных изделий и просто недобросовестных предложений», – говорит Павел Токарев.
Это значит, что отечественным потребителям тем более приходится самим заботиться о качестве своих покупок. На сайтах интернет-аукционов вывешены сотни советов о том, как случайно не купить подделку. Но специалисты модного бизнеса этим советам не верят и повторяют одно: если вы не хотите получить подделку, не пытайтесь найти дешёвый оригинал в интернет-магазине – его там просто нет.
«Самый верный способ для покупателя защитить себя от подделок – приобретать продукцию в крупных, давно существующих на рынке розничных сетях и в магазинах компаний, которые работают на рынке напрямую от производителя», – говорит Анна Лебсак-Клейманс. Тем более во время распродаж цены падают порой до 70%. Тогда лучше за 30% купить качественный оригинал, чем за 10–20% – подделку.
Справка
Правила хорошего торга
Если вы действительно не заинтересованы в том, чтобы приобрести подделку на интернет-аукционе, достаточно следовать нескольким простым правилам. Конечно, они не гарантируют защиту от подделок, но серьёзно её укрепляют.
Не доверяй и проверяй
Если вы нацелились на покупку вещи, которая продаётся под брендом известного дизайнера, не поленитесь – загляните в Интернет, полистайте журналы. Это поможет выяснить самое главное: выпускал ли этот дизайнер вообще когда-либо подобную модель. Лучший способ – проверять в специальных интернет-магазинах или на официальных сайтах компаний. Как правило, там можно найти фотографии всех коллекций за последние несколько лет. Затем стоит затребовать максимальное количество информации о самой вещи. Обычно продавцы качественных копий сразу же предупреждают покупателя о том, что вещь – подделка: им не нужны проблемы ни с недовольными покупателями, ни с компаниями-производителями.
Особое значение имеют фотографии лота. Если продаётся подделка, мошенники предпочтут не делать качественного фото предмета, а просто перекачают картинки из Интернета. Там же их сможете найти и вы. Отсутствие фотографии непосредственно продающегося лота – причина отказаться от покупки.
Что в имени тебе моём?
Проверить стоит не только товар, но и продавца. Адрес и телефон – обязательная информация: как правило, мошенники не любят оставлять свои координаты.
Оплата товара – отдельный разговор. Сразу же стоит договориться оплачивать половину товара до, а вторую – после его получения. Способ оплаты тоже очень важен. Так, крупнейший интернет-аукцион в мире – eBay – сотрудничает с системой PayPal. Но нередко продавец настаивает на других способах оплаты: это один из многих вариантов безнаказанно уйти с деньгами после продажи подделки.
Наконец, стоит обратить внимание на популярность продавца на этом аукционе. Большинство интернет-аукционов во всём мире предлагает покупателям оценивать продавцов по системе +1 и –1. Некоторые аукционы запрещают участие тем продавцам, которые уже имеют три отрицательных отзыва. Но даже если есть хотя бы один отрицательный балл, вряд ли стоит связываться.
Последний пункт этого детективного расследования – проверка предыдущих действий продавца. Если он раньше всегда продавал дешёвые вещи за 5 долларов, а теперь выставил лот от известного дизайнера за 400 долларов – это повод серьёзно задуматься.
Цена вопроса
Американцы любят поговорку: я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи. Любой производитель эксклюзивных товаров захочет получить за них по меньшей мере вполовину больше себестоимости, хотя верхняя планка на норму прибыли находится существенно выше. Поэтому, какие бы истории ни рассказывали мошенники, не стоит верить, если они утверждают, что готовы продать оригинальную сумку от Louis Vuitton за 200 долларов. Цену этой сумки можно узнать у официальных представителей или просто зайти в магазин этой марки.
Соблюдение всех этих правил серьёзно тормозит процесс покупки: включаться в торги на последних минутах будет несколько сложно, ведь перед этим есть целое домашнее задание, которое стоит проделать. Тем не менее, если целиться на оригинал, лучше уж его упустить, чем получить некачественную подделку.