Через 40 лет после того, как танки закрыли собой весеннее небо Праги, наследники Сталина и Брежнева больше не применяют бронетехнику – они используют нефтяное оружие, чтобы наказать Чехию экономическими санкциями за размещение американского противоракетного радара. Через день после торжественной церемонии подписания в Праге поставки российской нефти по нефтепроводу «Дружба» были сокращены без предварительного уведомления. В результате в июле Чехия получила половину из оговоренного в договоре полумиллиона тонн нефти. Российский государственный концерн «Транснефть» аргументировал это «техническими и коммерческими причинами».
Чехия стала первым членом ЕС, который подвергся шантажу со стороны России путем введения нефтяных санкций. И тем не менее, правоцентристское правительство в Праге до сих пор проявляло сдержанность. Официально о «трудностях с поставками» Брюссель уведомлен не был, что было бы возможным благодаря введенной в прошлом году системе предупреждений, кроме того, публично России не были предъявлены обвинения в связи с использованием методов политического прессинга. Несмотря на отрицательное отношение большинства граждан страны к радарной установке, о чем свидетельствуют опросы общественного мнения, соглашение с США должно быть ратифицировано парламентом. Эксперты в области безопасности указывают также, что торгово-экономические отношения между двумя странами остались на прежнем, высоком уровне.
Вероятно, так и есть, и основная причина сдержанного поведения чешских властей легко объяснима: благодаря построенному в начале 1990-х годов нефтепроводу IKL, ведущему в Германию, Чехия может тут же компенсировать недостающие объемы нефти. В то время президент Вацлав Гавел, премьер Вацлав Клаус и министр торговли Владимир Длуги приняли решение создать прямое сообщение с Германией, чтобы защитить страну от последствий тотальной энергетической зависимости от такого непредсказуемого партнера, как Россия. При этом Чехия, как и другие страны Восточной Европы, вынуждена удовлетворять свои потребности в газе за счет российского государственного концерна «Газпром».
После перехода власти к офицерам КГБ, государственным бюрократам и олигархам-нуворишам на непокорных соседей из «ближнего зарубежья» оказывается серьезное давление – но уже не при помощи проходящих вблизи границы танковых и пехотных учений, а посредством молниеносной приостановки поставок нефти и газа. Так произошло с Литвой и Украиной в 2006 году, а через год – с Белоруссией. В этой связи в Польше и Венгрии, странах Балтии и Словакии царит недовольство, связанное с политически рискованной и почти полной зависимостью от российских партнеров.
В ходе ставшего достоянием общественности серьезного конфликта внутри совместной британо-российской нефтяной компании ТНК-ВР представители Кремля заверяют, что российское государство не вмешивается в спор. Протесты предусмотрительно вернувшихся за границу британских менеджеров ВР не привели ни к чему, впрочем, как и критика нефтяных санкций против Праги министра экономики Германии Михаила Глоса во время его визита в Москву. 1968-2008: «Прошлое не умерло, оно просто прошло» (Уильям Фолкнер).
С тегами: В мире Газпром Россия США Чехия